Гульнара Хисматуллина
Формирование целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование целостной картины мира.
Тема: ЗЕМЛЯ – ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
Программное содержание:
Образовательные задачи:
* уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли, что на ней имеются все условия для жизни: вода, воздух, тепло;
* выявить знания о животных нашей планеты: внешний вид, характерные особенности, повадки;
* показать знания о взаимосвязи всего живого и неживого на земле;
* выявить умение решать проблемные ситуации опытным путем;
* выявить умение составлять описательный рассказ;
Развивающие задачи:
Публикация «Формирование целостной картины мира» размещена в разделах
*развивать интерес к познанию природы и окружающего мира;
*развивать представления о единстве мироздания;
Воспитательные задачи:
*воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;
Материал: Карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением разных природных зон. Оборудования для эксперементальной работы – стаканчики, воронки, фильтры. Шапочки слона, бурого и белого медведей, волка, белки, черепахи, верблюда, пингвина, кита, кукла-марсианка.
Предварительная работа:
Рассматривание дидактического материала «Животные разных широт». Чтение энциклопедий «Земля», «Почемучка», «Все обо всем». Рассматривание карты солнечной системы, глобуса. Чтение рассказов и стихотворений о животных разных стран.
Ход занятия.
В гости к детям приходит Лунтик.
- Здравствуйте! Я Лунтик, прилетел с Луны. На луне холодно и темно. Почему на вашей планете Земля так светло и тепло?
- Потому, что светит Солнце?
- Ребята, давайте расскажем Лунтику о слонечной системе.
-Что такое солнце?
- Сколько всего планет?
- Вокруг чего они вращаются?
- Как называется самая маленькая планета?
- А самая большая?
- Как называются дорожки, по которым вращаются вокруг солнца планеты?
- У какой планеты самая маленькая орбита? Почему?
- У какой планеты самая большая орбита? Почему?
- Как называют людей, летающих в космос?
- Назовите космонавта первый раз полетевшего в космос.
- Почему на Земле есть жизнь?
- Почему на других планетах нет жизни?
Давайте представим, что мы оказались в открытом космосе. Как выглядит наша планета из космоса?
- В виде круга, шара.
- А как правильно называется модель земли?
- Почему на глобусе так много голубого цвета?
- Почему суша на глобусе обозначена разным цветом: желтым, зеленым, коричневым? (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы).
- На Земле есть все условия для жизни: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух, пресная вода, свет.
Далее воспитатель, задавая вопросы, показывает на глобусе природные зоны. (Кто обитает в морях и океанах). Киты, акулы, дельфины рыбы. (Каких животных можно встретить в лесах средней полосы). (Лису, волка, зайца, медведя) Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры). Кто обитает на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи). А кто на Южном полюсе? (Пингвины).
- Давайте, расскажем Лунтику, какие животные обитают на Земле. Согласны?
Физминутка. «Чудесное превращение».
Дети надевают шапочки животных и располагаются по широкому кругу: на противоположных местах полюса белые медведи и пингвины, в середине океан - морские обитатели, по краям круга – жители лесов и пустыни.
Вины – вины - появились пигвины (показывают как двигаются пингвины)
Хи – хи – смотри дремлют черепахи.
Ны – ны - водой брызгают слоны.
Ди –ди - косолапые медведи.
Ки – ки - по веткам скачут белки.
Афы – афы – жуют листики жирафы.
Лунтик:
- Да, красивая у вас планета Земля. На ней условия для жизни подходящие. … Но где же мне лучше остановиться?
Воспитатель: Не волнуйся, сейчас мы все сядем на вертолет и облетим нашу Землю. Она замечательная, такая разная и очень красивая! Мы все ее любим. Поговорим с ее обитателями и выясним, кто, как живет, а затем ты сам выберешь себе место для жизни. Вертолетчик, займи свое место! (Вертолетчик с ребенком занимает место в кабине, а остальные – в салоне). Мы прибыли на Северный полюс – в Арктику. Здесь живут белые медведи. Давайте выйдем из вертолета и посмотрим на них. Одевайтесь теплее, здесь очень холодно.
Белый медведь: Я белый медведь.
Живу на севере, в Северном Ледовитом океане. Здесь холодно, но у меня густая теплая шерсть, даже подошвы покрыты ею. Летом мы, белые медведи охотимся за рыбой и тюленями, зимой, в долгую полярную ночь спим в берлогах из снега. Зимой в наших краях бывает северное сияние: небо переливается разными красками. Красиво! Живите здесь! Не пожалеете! Мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу берлогу.
Воспитатель: Спасибо тебе, медведь.
Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора в путь! Пролетаем над океаном. На Земле много водного пространства, океанов и морей, где обитают разные животные: киты, акулы, рыбы. – кит. Давайте его послушаем: включает кассету (Звуки моря, кит ведет свой рассказ).
Кит: Я синий кит – самое большое животное на планете. Живу в просторах океана. Здесь рождаются мои дети, которых я вскармливаю молоком. Плаваю я легко и быстро, как рыба: у меня обтекаемое, гладкое тело. Питаюсь всякой морской мелочью: рачками, рыбой. Рот у меня огромный. Я одним разом заглатываю много воды. Все, что в ней находится, съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики на море можно увидеть издалека. Живите со мной, места в океане всем хватит. Я мирное животное.
Воспитатель: Спасибо тебе, кит, но нам пора в путь. Приземляемся в лесу. Здесь нас ждут разные лесные обитатели.
Бурый медведь: Я бурый медведь.
Живу в лесу, питаюсь ягодами, муравьями, дикими яблоками, кореньями, медом, ловлю в реке рыбу. Но это все весной и летом, а зимой я сплю в берлоге, которую обычно устраиваю под поваленным деревом. Живите со мной в лесу – я вас не обижу, а зимой уложу спать в свою берлогу.
Волк: Я волк. Живу тоже в лесу. У меня густая, теплая шерсть, которая позволяет спать на открытом месте. Я хищник. Охочусь на оленей, кабанов, лосей. Зимой волки живут стаей, летом каждый в своем логове воспитывает детенышей. Оставайтесь жить с нами. Места всем хватит.
Белка: Я белка. У меня цепкие лапы. Пушистый хвост, на ушах – кисточки. Зимой я серая, а летом рыжая. Питаюсь грибами и орехами, ягодами и шишками. На зиму делаю запасы, так как зимой не сплю и веду активный образ жизни. Дом устраиваю в дупле или плету из веток. Оставайтесь жить у меня.
Воспитатель: Спасибо за интересные рассказы! Мы пролетаем над пустыней. В ней очень жарко, засушливо – жить непросто. Растений мало, причем все они колю-чие, животных тоже мало – верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке! Снимайте теплые вещи! Я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказы.
Верблюд: Я верблюд. Живу в пустыне. На животе и ногах у меня мозолистые уплотнения, чтобы не получить ожогов от горячего песка. У меня густые ресницы, которые защищают глаза от песка и пыли. Есть горб, там запасы жира, которые помогают мне долго обходиться без воды и пищи. Я перевожу грузы по пустыне. Питаюсь колючками, горькой полынью. Я очень вынослив. Оставайтесь жить у меня.
Черепаха: Черепахи – одни из самых древних обитателей Земли. Мы очень выносливы: можем несколько месяцев обходиться без пищи. Наше тело покрыто толстым панцирем. При опасности мы прячемся в панцирь. Обитаем в пустынях и степях.
Воспитатель: Спасибо вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Сейчас мы поле-тим в тропические леса. Давайте совершим посадку там, где живут слоны. Вот и один из них. Послушаем, что он расскажет о себе.
Слон: Я слон. Живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти. Мы, слоны, передвигаемся по тропической чаще, и шерсть бы нам мешала. На ногах у нас маленькие копытца, есть хобот – удлиненные нос. Хобот может вытягиваться, сжиматься, извиваться. С его помощью можно поднимать предметы, даже самые мелкие. Хобот помогает во время купания: я набираю им воду и обливаюсь. Хоботом я улавливаю всевозможные запахи. Питаюсь травами, ветками, корнями. Я сильное животное. Оставайтесь жить со мной – я миролюбивый.
Воспитатель: Нам очень понравилось у тебя, слон. Но мы должны двигаться дальше. Занимайте места в вертолете! Сейчас мы с вами пролетаем над Южным полюсом. На Северном и Южном полюсах люди постоянно не живут: здесь очень холодно, нет растений. Они лишь ненадолго приезжают сюда для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде. Здесь холодно, скорее надевайте теплые вещи! Вот и пингвин.
Пингвин: Я пингвин. Живу в Антарктиде. Питаюсь рыбой и моллюсками. Хорошо плаваю, но не умею летать. Я могу жить только возле моря, так как там я добываю пищу. На суше мы, пингвины, откладываем яйца и выводим птенцов. Лапы служат нам рулем управления при нырянии и плавании. На суше мы вынуждены держать туловище вертикально, чтобы сохранить равновесие. Вот поэтому мы и кажемся неуклюжими.
Воспитатель: Спасибо за рассказ, милый пингвин! Но нам пора. Вот мы с вами и побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: в пустыне, в лесу, на Северном и Южном полюсах, в джунглях, океане. Мы узнали, что люди живут на суше, но не везде, а только там, где есть пресная питьевая вода.
- Ребята как вы думаете, есть ли опасность на Земле для животных и растений?
- Многие водоемы: реки, моря, океаны подвергаются активному загрязнению. В водоемы сбрасываются отходы промышленных химических предприятий. Грязная вода несет опасность растениям, животным и людям.
- Ребята, а вы не знаете, как можно очистить грязную воду? С помощью чего мы можем это сделать?
Ребята предлагают различные фильтры, вату, бумажную салфетку, марлю, ткань.
Они самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: баночки грязной водой, воронки, фильтры. Уточняют по схеме последовательность работы и приступают к очистке. По окончании работы делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.
Итог:
Лунтик благодарит детей за интересные рассказы о животных, о космосе.
- Я убедился, Земля очень красивая и разнообразная. Но мне больше подойдет лес, там много растительности и разных животных. Там мне будет лучше всего. А вам, дети, задание: нарисуйте на память о нашем путешествии картинки на тему «Земля – живая планета».