Чопаева Майа
Конспект занятия в ДОУ «Роспись тарелок. Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать совершенствовать умение детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
Обучающие:
• расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества;
• закрепить знания детей об истории возникновения промысла, о процессе изготовления изделий.
• расширять словарный запас (окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг.)
Публикация «Конспект занятия в ДОУ „Роспись тарелок, Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
• Воспитывать бережное отношение к посуде, эмоциональную отзывчивость.
Развивающие:
• Развивать интерес к художественному творчеству, формировать представление о способах получения разных оттенков;
• развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, колорит росписи, элементы узора.
• развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги, развивать художественный вкус.
Демонстрационный материал:
ИКТ для презентации, рисунки изделий Гжель, картинки с элементами узора, образец готовой работы (тарелка).
Раздаточный материал: гуашь синяя, гуашь белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки, палитра, листы бумаги в форме тарелок.
Предварительная работа: беседа с детьми о разнообразии посуды, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, раскраски, альбом «Роспись посуды».
Методы и приемы:
словесный - беседа, вопрос-ответ
наглядный - показ образца, презентация.
практический - самостоятельная работа.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Приветствие
(дети стоят в кругу взявшись за руки)
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель: и с радостным настроением начнем наше занятие. Присаживайтесь на свои стулья.
II.Основная часть
Сегодня, я вам хотела принести и показать старинную посуду моей бабушки, да вот беда – уронила сумку по дороге в детский сад и посуда разбилась. Как вы думаете, из чего она была сделана?
(из стекла)
- Из чего еще делают посуду? (из дерева, из металла, из пластика, из бумаги)
- Может ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?
Ответы детей.
- А металлическая?
- А посуда из пластика?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а бывает еще посуда непрозрачная и гораздо тяжелее стеклянной – глиняная посуда, делают ее из глины.
Воспитатель: - посуда моей бабушки была глиняная, самая красивая.
А теперь вот разбилась, осколки остались.
Я долго думала что же мне делать, уж очень хотелось показать вам красивую и старинную посуду бабушки. Вот и вспомнила про интернет, где можно найти много интересного. И нашла такую же посуду и подготовила вам презентацию. Давайте посмотрим. (показ презентации «Посуда Гжель»).
(Дети вместе с воспитателем рассматривают образцы гжельской посуды. После презентации воспитатель загадывает загадку)
Воспитатель: ребята, послушайте загадку.
Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
Воспитатель: такая посуда называется гжельская. А придумали такую посуду на Руси, в деревне Гжель. В старые добрые времена Россию называли Русью. И вот на Руси в деревне Гжель умельцы и придумали эту посуду и научились расписывать сине-голубыми узорами. А кто такие умельцы кто мне ответит?
Дети: это мастера.
Воспитатель: правильно, мастера.
Умельцы научились делать не только посуду, но и разные игрушки (сувениры). А чтобы посуда и игрушки были крепкими, умельцы научились обжигать их в печи. И вот по сей день стоит недалеко от Москвы старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, расписывают необыкновенную посуду.
- Ребята, как можно описать такую посуду? (красивая, нарядная, праздничная, нежная, синяя).
Воспитатель: молодцы, ребята. Я вижу вы устали, давайте мы с вами теперь чуть разомнемся.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник- (дети изображают чайник)
Очень важный как начальник! (поменять руки)
Вот фарфоровые чашки- (одна рука на поясе, другая вдоль туловища, наклон вбок.)
Очень хрупкие, бедняжки! (наклон в другую сторону)
Вот фарфоровые блюдца- (покружиться, руки на поясе)
Только стукни – разобьются! (пружинки влево, вправо.)
Вот серебряные ложки- (руки поднять и сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке!
Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (руки перед собой сделав круг).
Воспитатель:
- Ребята, давайте рассмотрим роспись повнимательней.
- Какой цвет использовали мастера? (синий, голубой)
- Что нарисовано на тарелке? (цветок)
- Где расположен цветок? (посередине)
- Какие элементы гжели (узоры) использовали мастера?
(кружочки, капельки, волнистые линии, прямые линии, толстые тонкие линии, усики, решетки)
Воспитатель:
- Обратите внимание, ребята, узор по краю посуды – называется бордюр.
- Ребята, есть ли такая посуда у вас дома или у бабушек?
Ответы детей:
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы станете мастерами-умельцам и сможете расписать посуду узорами гжель. А потом подарите бабушке или маме свою работу. Согласны? Давайте же сядем за столы.
(Дети садятся за столы).
Для начала, вспомним с вами приемы рисования узоров: рисуем концом кисти тонкие линии, завитки, решетку; толстые линии рисуем с нажимом кисти. Все запомнили?
А чтобы наши пальчики не уставали проведем гимнастику. Приготовили руки.
Пальчиковая гимнастика
Наши синие цветы- (ладони лодочкой соединить перед собой)
Распускают лепестки! (по очереди, начиная с большого пальца, разводим пальцы в стороны.)
Ветерок чуть дышит- (подуть на руки: «цветки»)
Лепестки колышет! (руки колышутся)
Наши синие цветки- (по очереди сложить пальцы)
Закрывают лепестки!
Головой качают- (покачивают ладонями вправо, влево)
Тихо засыпают! (ладошки под щечку.)
Воспитатель:
А теперь приступим к работе. Открываем краски, берем кисточки. В начале работаем синей краской. Начинаем расписывать с середины тарелки (круг, внутри решетка, лепестки, завитки, волнистая линия, капли. Далее, путем смешивания двух красок белого и синего, получаем светлый оттенок голубого. Закрашиваем лепестки).
(Дети расписывают тарелки вместе с воспитателем. Воспитатель показывает, помогает, подбадривает, во время работы, воспитанников.)
Итог.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите на свои работы, какие красивые тарелки у нас получилась!
Воспитатель: как называется роспись, которой мы сегодня с вами расписывали посуду?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, гжель.
- Откуда пришла к нам эта посуда? (из деревни Гжель под Москвой)
- Какие цвета вы использовали? (синий, голубой)
- Как получали голубой цвет? (смешивали синий с белым)
- Вам понравилось быть мастерами и расписывать посуду?
- И мне очень понравились ваши работы, вы очень старались, вы большие молодцы.
(Организуется выставка детских работ. Дети рассматривают работы и отмечают, что больше всего удалось и понравилось.)