Наталья Шумова
Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для взрослых и детей «Воздушные шары»
Занятие с элементами тренинга для взрослых и детей.
Название: «Воздушные шары».
Автор: Шумова Н. А., педагог – психолог МКДОУ Детский сад №2 «Светлячок».
Целевая аудитория: родители будущих первоклассников.
Участники: дети 6-7 лет и их родители, педагог-психолог.
Публикация «Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для взрослых и детей „Воздушные шары“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель занятия : способствовать гармонизации детско – взрослых отношений в процессе совместной деятельности.
Задачи:
1. Оказать консультативную помощь родителям по вопросам развития детей 6-7 лет и подготовки их к школе в процессе организации различного вида игр.
2. Воспитывать у детей и взрослых культуру общения, умение слушать и слышать друг друга.
3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей детском саду.
4. Обучить родителей некоторым играм и упражнениям, в которые можно будет поиграть в домашних условиях.
5. Развивать познавательные способности детей, подготовить детей к обучению в школе.
Участники: дети 6-7 лет, их родители.
Основные правила организации и проведения занятия :
1. Формирование группы происходит на добровольной основе.
2. Во время занятий участники тренинга находятся в кругу на
стульчиках или на полу, или за круглым столом. Круг — возможность
открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности,
завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание
и взаимодействие.
3. Количественный состав группы 8-10 пар. Число должно быть
четным, чтобы действовать в парах.
4. Продолжительность занятия 30-40 минут.
5. Совместное занятие родителей с детьми следует проводить после дневного сна, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены и не утомлены.
6. При проведении занятий исключена всякая критика личности
и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.
7. Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных; не кричать, не ломать, не ругаться и тому подобных.
8. Занятие с родителями и детьми снимается на фотоаппарат или видеокамеру только с согласия всех родителей.
9. Наиболее интересные эпизоды, также с согласия родителей оформляются в выставку с целью заинтересовать других родителей в посещении занятий.
Структура практического занятия :
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожи-даний. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целост-ности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Для занятия необходимо подготовить: игрушку – Сову, по - одному воздушному шару красного, зеленого, синего и желтого цвета, конверты – штуки, картинки с изображением диких животных, мяч, карточки с цифрами от 1 до 10, цветные карандаши и альбомные листы по количеству участников, геометрические фигуры из цветного картона, спокойную музыку.
Ход занятия:
Психолог приходит в группу, где ждут его дети подготовительной группы и их родители.
Педагог - психолог. Здравствуйте. Мне сказали, что здесь сегодня собрались дети, которые скоро пойдут в школу и их мамы и папы. Это правда? На нашу встречу я пришла не одна, а со своей помощницей, вместе с которой мы попробуем научить вас играть в такие игры, которые помогут детям научиться внимательно слушать, думать и рассказывать, ведь это обязательно пригодится им в школе, а их родители научатся играть в игры, в которые можно играть и дома. А кто моя помощница, я думаю, что вы отгадаете, если послушаете внимательно загадку:
Днем спит, а ночью летает, мышей пугает.
Нос у нее крючком, ушки торчком,
Большие глаза,
Кто она? (Сова)
Правильно, вы отгадали.
Моя сова – тоже психолог,
Она очень мудрая птица.
Совет ее может всем вам пригодиться.
Она знает игры и любит шутить,
Сегодня я к нам на занятие решила сову пригласить.
Давайте встанем в один большой круг и познакомимся дуг с другом.
Игра «Наши имена» Передавая сову по кругу, знакомимся с детьми и со взрослыми.
Цель: познакомиться с группой взрослых и детей.
Педагог-психолог : А для того, чтобы наша с вами встреча прошла интересно и весело, я предлагаю подарить друг другу настроение. Попробуем?
Игра «Подари соседу настроение» Будем передавать Сову по кругу и желать своему соседу справа какое – либо настроение. Например, я желаю тебе чудесного настроения.
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
Педагог-психолог : Посмотрите вокруг. Мы с моей помощницей Совой развесили в группе воздушные шары, они ведь тоже дарят хорошее настроение. Но кроме этого, с шариками мы сегодня еще и поиграем, с каждым по - очереди. А сова будет следить за тем, как вы выполняете правила игры. Посадим мы ее вот сюда (ставит Сову на видное место). Прослушайте загадку и отгадайте с шариком какого цвета мы сейчас играть.
1 шарик – зеленого цвета (к шарику прикреплен конверт с игрой).
Цвет листьев, травы и веселого лета
Лягушки в болоте, такого же цвета,
Внимательно вы вокруг посмотрите,
Такого же цвета шарик найдите,
И мне поскорей его цвет назовите (зеленый).
В конверте спрятаны картинки с изображением диких животных.
Проводится игра «Угадай животное по описанию»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление, внимание.
Ход игры: Педагог-психолог раздает каждому участнику картинку и просит ее не показывать другим, чтобы потом описать того, кто нарисован на ней. Остальные участники отгадывают того, кто нарисован на картинке.
Педагог – психолог. Загадывает вторую загадку:
(2 шарик красный)
Второй шарик, как спелые вишни,
Как щечки у спелой и вкусной клубнички,
Такого же цвета помидоры на грядке
Какой ищем шарик? Отгадайте загадку.
В конверте карточки с изображением цифр от 1до 10.
Физминутка «Веселые цифры»
Инструкция: Внимательно посмотрите на картинку, назовите цифру, которая на ней нарисована. А теперь выполняем движения, которые я вам назову, ровно столько раз, сколько обозначает цифра на картинке
(хлопаем, топаем, прыгаем, приседаем и так далее).
Педагог-психолог. А сейчас отгадайте третью загадку:
(3 шарик синий)
Найдите шарик, цвета крыльев синички,
Как колокольчик и ежевичка,
Высокое небо такого же цвета.
Какой ищем шарик, кто быстро ответит?
(В конверте спрятаны геометрические фигуры).
Игра «Геометрические фигуры»
Цель: развивать внимание, мышление, восприятие, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Каждый возьмет себе из конверта геометрическую фигуру. Назовет ее цвет, и как она называется. Затем участникам предлагается найти в группе предмет такой же формы.
Педагог-психолог. А сейчас отгадайте мою последнюю загадку.
Последний наш шарик, как яркое солнце,
Как спелый подсолнух, бока у цыпленка.
Скорей отгадайте ребята и мамы,
Какого цвета шарик поищем мы с вами?
(4 шарик желтого цвета). В конверте листок бумаги, на котором написано стихотворение.
Игра «Нарисуй стихотворение»
Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе, мышление, воображение, мелкую моторику.
Ход игры: (Все участники проходят за столы, на которых стоят цветные карандаши и лежат альбомные листы). Сегодня я вам предлагаю нарисовать не просто рисунок, а стихотворение. Для этого делим листок напополам сверху - вниз, а теперь слева- направо. Сколько клеточек у вас вверху получилось? А внизу? (Прочесть все стихотворение). А затем в левой верхней клетке зарисовываем первую строчку стихотворения, в правой верхней клетке вторую строчку, в левой нижней третью строчку, в правой нижней четвертую строчку.
(Снова прочесть все стихотворение и предложить участникам самим повторить его с опорой на рисунок).
Ярко светит солнце днем.
Спит сова в дупле большом.
Снится ей мышонок в норке
И зайка маленький у елки.
Релаксация Упражнение «Воздушный шарик». Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Вдыхайте глубоко воздух, представьте, что внутри ваш шарик начинает расти. Дышим легко, ровно, глубоко. Вот ваш шарик отрывается от вас и поднимается в небо. У кого-то шарик красного цвета, у кого-то синего, зеленого, желтого. Дышим легко, ровно, глубоко.
Красный шарик яркий, как спелые ягоды в саду, как румяные щечки детей, посмотрите на него, красный шарик подарит вам силу и здоровье.
Синий шарик такой же, как струящаяся вода, как небо. Посмотрите на него, синий шарик подарит вам покой. Дышим легко, ровно, глубоко.
А теперь представьте, что вы смотрите на шарик желтого цвета. Желтый шарик напоминает нежного пушистого цыпленка, теплое солнышко, и мы улыбаемся. Желтый шарик подарит вам радостное настроение.
Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно - зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Представьте, что вы смотрите на зеленый шарик…Этот шарик подарит вам уверенность в себе. Откройте глаза.
Вспомните, что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на воздушные шары. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Рефлексия. Передаем игрушку - Сову по кругу и вспоминаем все, чем занимались на занятии.
Ритуал прощания. Под спокойную музыку педагог- психолог прощается с участниками тренингового занятия.