Светлана Сальникова
Конспект НОД для детей старшей группы «Умный нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Умный нос».
Составил воспитатель МБДОУ№48 города Тулы Сальникова Светлана Евгеньевна.
Город Тула 2014 год.
Познай себя.
Тема: «Умный нос».
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Умный нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цели: познакомить детей со строением органа обоняния – носом, рассказать о функции носа, учить определять предметы по запаху, познакомить с особенностями работы носа; продолжать формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Планируемый результат: проявляет интерес к информации, которую получает во время общения, умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, владеет навыками самообслуживания, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: карточки с изображением органов располагающихся на голове, схема-изображение разреза носоглотки, картинки с изображением продуктов, коробки с кусочками пахнущих веществ.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент. Повторение названия органов, которые находятся на голове у человека и их функции.
На столе лежат картинки с изображением этих органов (глаза, уши, рот, нос, дети переворачивают их и объясняют, какую функцию выполняет тот или иной орган.
2. Для чего нужен нос? Ответы детей (для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи).
Как вы думаете, что было бы, если бы не было у нас носа? Предположения детей.
3. Опыты.
- определяют, что лежит в коробочках, не глядя и зажав нос, отвечают возможно это так сделать или нет, а затем вдыхая носом запахи, но смотрят (чеснок, апельсин, лимон, огурец, банан, лук, ватный тампон с запахам духов).
Можно ли с помощью рта определить запахи? Ответы детей (нет, нельзя). Чтобы определить запах, нужно сделать несколько вдохов носом;
- давайте попробуем, зажав нос рассказать стихотворение (обратить внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться;
- делают несколько глубоких вдохов ртом, а затем носом, когда горло больше чувствует холод? Ответы детей (при вдохе ртом).
Когда в холодное время дышишь ртом, можно застудить горло, при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает тёплым.
4. Дыхательная гимнастика:
Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
5. Рассматривание схематического изображения полости носа:
- внутри носа имеются 2 канала – это носовая полость, которая переходит в носоглотку и соединяется с горлом, ртом, ушами;
- внутри носа есть маленькие волосики и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли, проходя по носовым каналам согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки, когда нос забит у нас насморк, то мы не ощущаем запахи;
- в носу располагается особая обонятельная зона с маленькими чувствительными ресничками, они помогают воспринимать и различать запахи.
Схема:
6. Игра «Умный нос». Дети выбирают любую тарелочку накрытую салфеткой, пытаются определить с помощью носа, что там лежит, если съедобное отгадывают и угощают других детей и так по очереди. Вывод: определить не видя, но ощущая запах в этом нам помог умный нос.
7. Рефлексия.
- чем мы сегодня занимались?
- что вам понравилось больше всего?