Емельянова Наталья
Занятие «Музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
-Учить детей различать музыкальные инструменты по типу.
-Познакомить с развлекательной, обрядовой и магической функцией народных инструментов.
-Развивать ритм при игре на ударных инструментах.
-Воспитывать любовь к русской народной культуре, эмоциональную отзывчивость на народную музыку.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Обогащение: народные, гусли, гусляр, ударные, духовые, струнные.
Публикация «Занятие „Музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Активизация: скоморохи, бряцание, диковинные, трещотки, бубен, свирель, рожок, жалейка, пыжатка, сопель, ложки, балалайка, пастушок, струны.
ИНТЕГРАЦИЯ: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие».
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
-Объяснительно - иллюстративный.
-Наглядно-слуховой.
-Репродуктивный.
- Эвристический.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные инструменты, аудиозаписи звучания балалайки, дудочки, гуслей, народного оркестра, костюм пастушка. Слайд – презентация «Русские народные инструменты». Угощение для детей.
Ход НОД:
Дети входят в зал под звучание оркестра русских народных инструментов.
М. Р. : Здравствуйте, дети. Сегодня музыкальное занятие у вас проведу я.
Вы меня знаете? (нет)
М. Р. : И я вас не знаю, давайте встанем в круг и познакомимся. Нужно прохлопать своё имя. Вот так: (показываю)
А теперь попросим воспитателя (хлопает) А теперь все дети по очереди. М. Р. : Молодцы!
М. Р: Дети, а вы заметили, что у нас сегодня гости на занятии, давайте с ними поздороваемся. Здороваемся хлопками. (Слайд № 2)
М. Р. : Дети, понравилась ли вам музыка, под которую вы вошли сегодня в зал?
-Что вам хотелось делать?
-Какое настроение у вас вызвала эта музыка?
Ребята, это для вас звучал оркестр русских народных инструментов. А давным-давно, в старые - старые времена, когда оркестров ещё не было, людей веселили бродячие музыканты – скоморохи. (слайд №3,4) Они ходили из села в село, из города в город, потешая народ песнями, шутками, да игрой на разных диковинных инструментах. Вот о музыкальных инструментах у нас сегодня и пойдёт речь.
Присаживайтесь на стульчики.
М. Р. : В старые времена, люди сами себе мастерили музыкальные инструменты. (слайд №5) И не только мастерили, но и сыграть на них могли так, что ноги сами в пляс пойдут. Говорят, так играли, что звёзды с неба падали! Музыкальные инструменты, придуманные и сделанные народом, называются народными. Делали в старину инструменты из разных дощечек, поленьев, кожу натягивали на деревянные круги, использовали колокольчики, деревянные ложки.
-Вот на этих инструментах как играют?
- Правильно, ударяя пальцами, или друг о друга.
Музыкальные инструменты, звук которых, извлекается ударом, называются ударными. В старину все ударные инструменты называли бубнами, а игру на них бряцанием или ударянием. (слайд №6)
А сейчас давайте мы с вами поиграем с бубном: (все встали)
Ты катись, весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот сыграет громко нам. (Повторить 2 раза)
Музыкальные инструменты в старину служили не только для развлечения. Как верили когда-то, они обладали и особой волшебной силой. Эта сила оберегала от всякого зла. Так, весной, встречая праздник Егория, первый раз выгоняли в поле домашних животных (коров, овец, коз). В этот день дети вставали пораньше, брали в руки самые шумные музыкальные инструменты, всё, чем можно было постучать и погреметь - трещотки, полешки, ложки и пр. И со страшным грохотом бегали по деревне - прогоняли всякую нечисть. И мы с вами сегодня поиграем на ударных инструментах. Только вначале нам надо разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бабушка Варварушка»
Повторяйте со мной: Бабушка Варварушка вязала внукам варежки:
Васеньке большому, Ванечке худому,
Петеньке длиннющие, Коленьке теплющие.
Ну а внучке Катеньке - голубые с кантиком!
Сейчас я вам раздам инструменты, рассмотрите их, какие они? Гладкие, тёплые, красивые. Возьмите кому как удобно.
Мы с вами сыграем на ударных инструментах русскую народную мелодию «Как под горкой под горой».
Я вам буду подыгрывать на баяне, это тоже народный инструмент.
Как у нас замечательно получилось, мы с вами настоящие музыканты.
(складываем инструменты в туесок)
- А кто раньше пас на лугу домашних животных? (Слайд №7)
-Правильно, пастушки. В пастушки брали людей, которые умели играть на дудочках, рожках, свирелях, жалейках. Пастух играл на этих инструментах по очереди. Таким инструментам тоже присваивали волшебные свойства. В народе примечали, что домашние животные охотно шли за пастушком, когда он играл на дудочке или рожке. А что нужно сделать, чтобы зазвучала дудочка? Правильно, дунуть в неё. Музыкальный инструмент, звук из которого происходит от того, что в него дуют, называется духовым. (слайд №8)
Давайте вместе скажем: Духовой. Такой инструмент делали из берёзы или липы, а то и просто из тонкой тростинки. Дуда, пыжатка, сопель, свирель - тонкая дудочка, а на ней много дырочек. Пастушок закрывает дырочки пальчиками, а сам дует в неё и получается нежная мелодия:
Слушаем аудиозапись. Красиво звучит, сказочно.
Сейчас мы выберем пастушка, кто сможет выполнить эту роль? Выбираем, наряжаем. Пастушок пойдёт по залу и будет «играть» на дудочке (имитировать, я буду петь песенку, а дети подпевать мне слова припева.
Физминутка:
Инсценировка русской народной песни «По деревне идёт Ваня пастушок».
- Молодцы. Очень здорово у нас получилось.
-Ребята, а сегодня я расскажу вам ещё об одном старинном русском народном инструменте. Это гусли. (слайд №9)
Этот инструмент состоит из коробочки-резонатора, на который натянуты струны. А играют на нём, перебирая пальцами струны:
Пальцы скорые,
Струны тонкие,
Отзываются гусли звонкие
Песня длинная, песня славная.
Вся былинная, стародавняя.
Слушание аудиозаписи звучания гуслей.
Этот старинный инструмент как будто переносит нас в стародавние времена. Как будто в сказке побывали про богатырей, про соловья-разбойника, да славного гусляра Новгородского Садко (показ иллюстрации). (слайд №10)
-Ребята, на гуслях играют, задевая струны, а какие ещё инструменты со струнами вы знаете? (балалайка, гитара). Верно. Музыкальные инструменты, звук у которых появляется, играя на струне, называются струнными. (слайд №11)
Давайте послушаем, как звучит балалайка. (Аудиозапись). (слайд №12)
Балалайку называют символом России. У каждого народа свои музыкальные инструменты, а истории про них похожи на сказку.
Ну а мы с вами сегодня узнали, что инструменты бывают?. ударные, духовые и струнные. Что вам понравилось больше всего? Вы очень хорошо занимались.
Давайте заглянем в пастушью сумочку, как вы думаете, что в ней? В старину мамы сами делали сладости для своих детей – угощаю петушками на палочке.
Всем спасибо. Дети уходят под звуки оркестра народных инструментов.
Рассаживайтесь поудобнее. Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов.
А чтобы попасть туда, вы должны разгадать загадки.
1. Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это (ложка).
2. Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень.
(трещотка).
3. Голова об шапку — бом!
И на всю округу — гром!
(Бубен).
4. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
(Маракас)
5. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его- молчит.
Стоит только в руки взять,
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон,
Динь-дон-дон, динь - дин-дон. (Колокольчик)
5. Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
(Дудочка)
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! Сейчас мы смело можем отправиться в путешествие.
«Сказку про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».
Примечание:
Музыкальный руководитель рассказывает, детям сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.
Слайд 1
Музыкальный руководитель : Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд 2
Музыкальный руководитель : Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Слайды 3
Музыкальный руководитель : Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Музыкальный руководитель : В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Слайды 4
О них мы поговорим на следующем занятии.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.
- Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный (инструмент.)
Муз. рук. - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да)
Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)
Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты?
Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой,)
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
– Представьте, что перед нами большое дерево Акация, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
Муз рук - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)
Муз. рук - А сейчас мы представим, как дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) в ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или, когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
Муз. Рук - А теперь представим берег реки. Ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
Муз. Рук - а теперь представим. Что к реке вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны. Звук балалайки
Муз. рук. - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Муз. рук. - Ребята, вам понравилось, как играли лесные музыканты? (Да)
А какие инструменты вы узнали? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.)
А вы бы хотели стать музыкантами? (Да)