Ольга Ниязова
Занятие. «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе;
Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, свойствах воды, словарный запас; формировать навыки проведения исследовательской деятельности;
Воспитывать бережное отношение к воде;
Развивающая среда:
Слайды с изображением реки, моря, озёр (можно фотографии);
подборка стихов, загадок;
таблица «Круговорот воды в природе»;
альбомные листочки, цветные карандаши;
стеклянная банка, наполненная горячей водой;
письмо от её Величество Воды;
Публикация «Занятие, „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«волшебные» коврики;
сборник «Северные родники» стихотворение Прокопия Салтыкова;
музыка, сопровождающая полёт на волшебных ковриках.
Предварительная работа:
разучивание стихотворение ребёнком;
беседа о воде, её свойствах, «Будь осторожен с горячей водой»;
рассматривание иллюстраций на страницах энциклопедии «Всё обо всём».
Словарная работа:
Мини – лаборатория
конденсат
круговорот воды
творческая лаборатория
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю вас в гости к одной королеве. Хотите узнать, как её зовут? Тогда отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель: Правильно, это её величество Вода. Мы отправляемся с вами в гости к королеве Воде. Давайте сядем на волшебные коврики и полетим в гости.
Дети садятся на «волшебные коврики», звучит музыка
Воспитатель: Полетели!
На экране появляется слайд, на котором фото реки.
Воспитатель: Дети, сейчас, мы пролетаем над рекой. Видите эти синие ленточки на земле? Это реки. А теперь, ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, над, чем мы сейчас пролетаем.
Зеркало большое средь полей лежит
Небо отражает, землю украшает.
Дети: Это озеро.
На экране появляется слайд, с изображением озера
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в краю, где очень много озёр. Наш край можно назвать озёрным краем.
А Прокопия Салтыкова, хантыйский поэт, вот как описывает озёра, послушайте.
Озёра, озёра, озёра без края
Фонограмма: шум моря
Воспитатель: Безмолвное море, лазурное море,
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Воспитатель: Хотите искупаться в море? Тогда поплыли!
Физминутка: дети имитируют плавание в море.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы и в гостях у её Величество Воды.
Ребё нок: Вы, слыхали, о воде? Говорят она везде:
в луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает,
Ледником в горах зовётся, речкой серебристой вьётся.
Мы привыкли что вода- наша спутница всегда!
Воспитатель: Ну, а теперь, её величество Вода приглашает нас в свою мини -лабораторию (дети рассаживаются по местам).
Воспитатель: Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал её красой природы, а французский писатель Антуан – де- Сент- Экзюпери писал так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха… ты сама жизнь… ты большое богатство на свете…». Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и её разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. А ведь именно благодаря свойствам воды, люди могут ответить на многие вопросы в истории природы земли. И вот один из таких вопросов:
Почему море никогда не переполняется?
Воспитатель: А как думаете вы? (ответы детей) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю провести эксперимент. Согласны?
Проведение эксперимента. Воспитатель показывает ледяной кубик.
Воспитатель: Что это за тело?
Дети: Это ледяной кубик.
Воспитатель: Какое вещество?
Дети: Это вода.
Воспитатель: В каком состоянии вода?
Дети: Вода в твёрдом состоянии.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии?
Дети: Воду необходимо нагреть.
Воспитатель: Какой процесс происходит?
Дети: Происходит процесс таяния. Из твердого состояния вода превращается в жидкое состояние.
Воспитатель: Правильно, ребята!
Воспитатель: Продолжим нагревать воду. Наблюдайте, что происходит?
Дети: Вода превращается в пар.
Воспитатель: Да, верно. Когда вода очень сильно нагреется, начинается процесс кипения и вода превращается водяной пар. А видели ли вы процесс превращения воды в пар дома?
Дети: Да. Когда кипит вода в чайнике, или мама когда суп варит, то тоже пар из кастрюли и т. д.
Воспитатель: Всё правильно, какие вы наблюдательные! Молодцы!
Воспитатель: А теперь, ребятки, посмотрите. В банке была очень горячая вода. Она постояла немного, чуть- чуть остыла, я сейчас открою банку, а вы обратите внимание на крышку банки.
Воспитатель демонстрирует, дети ведут наблюдение и делают вывод о том, что на крышке с внутренней её стороны появились капли.
Воспитатель: Откуда появились эти капли?
Дети: Вода, когда была горячая, стала подниматься вверх и оказалась на крышке.
Воспитатель: Правильно, Вы очень внимательные ребята!
А теперь, смотрите, что происходит с капельками?
(воспитатель немного поднимает крышку, и капли падают обратно в банку)
Дети: Капли падают обратно в банку.
Воспитатель: Когда вода поднимается вверх, она остывает и падает обратно в банку. Такой процесс называется конденсация.
Воспитатель: Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
Воспитатель: Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? (ответы детей) Ответить на этот вопрос вам поможет таблица. Вот она, посмотрите.
Воспитатель обращает внимание на таблицу «Круговорот воды в природе»
Воспитатель показывает на солнце, воду, стрелочки, которые указывают на то, что вода поднимается вверх, на облака, на снежинки, на стрелочки, указывающие вниз.
Дети делают вывод: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель: Правильно, ребята. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе.
Вода испаряется с поверхности земли под действием, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит в ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года. Постоянно.
Ребё нок: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда;
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!
Воспитатель: «Почему море никогда не переполняется?»
Дети: Потому что постоянно происходит круговорот воды. Вода испаряется.
Воспитатель: А что помогает тому, что вода испаряется?
Дети: Солнце,
Воспитатель: А ещё движение воздуха помогают круговороту воды в природе. Если бы весь водяной пар, который содержится в воздухе, выпал бы на землю в виде дождя, то на всей суше образовался бы слой воды толщиной в 1 метр (показываю) Как вы думаете, что бы тогда случилось с водой в море?
Дети: Тогда бы море переполнялось водой.
Воспитатель: Но, к счастью, на землю в виде дождя и снега выпадает далеко не весь водяной пар, а это благодаря тому, что вода испаряется, и поэтому…
Дети: Море никогда не переполняется.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам посетить творческую лабораторию. В ней вас ждут цветные карандаши, волшебные альбомные листы. А ваше творчество и фантазия поможет вам изобразить круговорот воды в природе. Из лучших рисунков её Величество Вода организует выставку «Круговорот воды в природе» .