Анна Дандыль
Занятие ко Дню космонавтики «Гравитация»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимые наглядные материалы: большой мяч, большое блюдо, фигурки трех слонов и игрушечная черепахи, картинка с изображением земли в представлении черепаха-слоны, фигурка человечка, магниты большой и поменьше, доска, стекло, железная скрепка или другой легкий железный предмет, лист бумаги, пакет, камень (или другой тяжелый предмет, ролик про космонавтов на Луне, два надувных шара с ручкой, два конуса. Можно еще мини-ролик о том, как планеты солнечной системы двигаются вокруг солнца.
Ход занятия.
Темочки:
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Детки, давайте начнем занятие с того, что вспомним, какой формы наша Земля. Посмотрите на мячик, Земля такая же круглая, только очень большая. Представляете, раньше все думали, что она плоская! И даже не просто плоская, а еще к тому же лежит на слонах, которые стоят на черепахе!
(Показать картинку)
(Приготовить большое блюдо и игрушки слонов и черепахи)
Давайте представим, что это большое блюдце – Земля, которая стоит на слонах и черепахе.
(Поставить по схеме предметы)
Представим, что человек пошел по Земле, дошел до края Земли и… УПАЛ! А теперь наш человечек пойдет по круглой Земле.
(Ведем игрушку вокруг мячика)
Он обойдет вокруг Земли и снова вернется домой! Так и есть на самом деле! Ведь мы знаем, что путешественники отправляются, например, в кругосветные плавания вокруг Земли.
Но как же наш человечек, идущий по Земле не падает?
Оказывается, есть сила, которая пронизывает насквозь любое пространство (комнату, вагон поезда). Эта сила называется гравитацией – земное притяжение. Ей не мешают стены и горы! Она удерживает нас самих от свободного полета или падения. И именно благодаря силе притяжения Земля притягивает к себе все предметы! Как большой магнит!
Посмотрите, у меня два магнита.
(Показать детям свойства магнитов на доске: движение меньшего магнита, благодаря движению бОльшего за доской, а также движение железной скрепки через стекло, благодаря магниту.)
Итак, так же, как магнит, Земля обладает силой притяжения и притягивает к себе всё!
(бросить лист бумаги)
Но почему лист бумаги не притягивается к земле также быстро как, например, камень?
(уронить тяжелый предмет / камень одновременно с листом бумаги)
Дело в том, что воздух упирается, сопротивляется, а легкий лист преодолевает сопротивление воздуха. И если мы наберем в пакет воздуха, завяжем его и попробуем сжать, то сделать нам это будет сложно - воздух внутри пакета сопротивляется! И если бы не сила сопротивления, то и листок, и кирпич падали бы одинаково быстро, потому, что сила притяжения – гравитация, тянула бы их одинаково сильно вниз.
Сила притяжения есть даже на Луне! Но, она не похожа на гравитацию Земли.
Показывается ролик с космонавтами, передвигающимися по Луне.
Посмотрите, вот космонавты, которые ходят по Луне. Вам не кажется, что они передвигаются очень странно, как будто прыгают? Это происходит от того, что Луна меньше Земли по размеру, поэтому и сил у нее поменьше, то есть сила притяжения не такая мощная, как у Земли.
Давайте представим, что мы – космонавты! Разделимся на две космические команды. Вы – на Луне! Вам нужно пройти от одного лунного кратера до другого. Но чтобы вам по-настоящему почувствовать, что вы - лунные космонавты, у каждой команды будет шар, усевшись на который, мы уменьшим (за счет большого количества воздуха в шаре) силу притяжения и будем передвигаться точно, как лунные пешеходы!
Проводится эстафета:
Команды выстраиваются, первому игроку дается шар с ручкой. Игрок должен, усевшись на шар, допрыгать до «кратера», развернуться и также вернуться обратно. Затем игрок передает шар следующему игроку, так проходит вся команда. Первая команда, полностью «отпрыгавшая» до кратера, считается победившей.
Ребята, у Луны есть еще секреты. Кроме того, что по ней легче ходить, на Луне совсем нет воздуха. Поэтому космонавты по Луне ходят в скафандрах.
Детям предлагается набрать воздуха побольше и не выдыхать максимально долго. Когда все выдохнут обсудить, сколько смог бы находиться космонавт без скафандра на Луне.
Итак, вы погуляли по Луне, узнали, что ходить по Луне можно землянам только в скафандрах! А сила притяжения – гравитация, у Луны намного слабее, поэтому лунная походка выглядит очень прыгающей, забавной!
Но вы еще не знаете, что сила притяжения есть на всех планетах! Есть гравитация-сила притяжения и у Солнца. А если бы не сильнейшая гравитация Солнца, то все планеты рассыпались бы по космосу, и не согревались бы теплом Солнца. И мы, если бы исчезла гравитация Солнца и Земли, замерзли бы без тепла и улетели бы в космос. Вот такие чудеса окружают нас каждый день!
А в заключение, давайте сыграем с вами в игру «Земля-Луна-Солнце».
Правила: Если ведущий говорит слово «Луна», то дети ходят по кругу, как Луна вокруг Земли. Если ведущий говорит «Земля», то дети крутятся вокруг себя, как Земля вокруг своей оси. Если ведущий говорит слово «Солнце», то все останавливаются и улыбаются – сияют, как Солнце.