Ольга Палишина
Занятие «Как на наши именины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия с использованием народных обрядов.
" Как на наши именины"
в подготовительной группе
]Программное содержание:
1. Расширять знания детей о русских народных традициях.
Сделать личностно значительными для ребёнка понятия: Именины- День Ангела. Дать детям знания о том, что каждый крещеный человек носит имя какого либо святого и должен знать и почитать его как своего помощника на всё доброе, как своего Ангела-хранителя.
Публикация «Занятие „Как на наши именины“» размещена в разделах
Продолжать формировать у детей знания об истории происхождения своего имени. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Прививать детям любовь к русскому народному творчеству.
Создавать радостное эмоциональное настроение.
Хозяюшка в зале с именинниками:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней
Хоть и боли привычны
Нам полёты на луну
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Смотрите, сорока стрекочет- гостей пророчит.
Ребята сегодня у вас именины, зовите своих подружек и друзей…
Дети именинники:
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята, молодцы, озорные удельцы!
Приходите поплясать, именины отмечать.
Из- за двери раздаётся звон бубенцов, входят дети и кланяются по обычаю хозяюшке и именинникам.
Дети: Спасибо вам, что позвали нас к себе в гости.
Ребята: Мы к вам пришли и подарки принесли.
Дети: Будьте здоровыми
Будьте счастливыми
Будьте как солнышко красивыми.
Хозяюшка: Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.
Дети рассаживаются.
Хозяюшка: Удобно ли вам гости дорогие. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило?
Один из детей: Гостям- то известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка: В тесноте - не в обиде!
Собрались мы именинников поздравлять, позабавить, да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться, как обычаем старины заведено. Ребята, мы уже много раз говорим слово именины, а кто скажет, что такое именины (именины, это день твоего ангела, день памяти небесного покровителя).
Хозяюшка: А кто же такой ангел?
(Тот святой в честь которого тебя назвали и есть твой ангел-хранитель)
Хозяюшка: День Рождения и именины у людей часто не совпадают. Кто скажет почему? (согласно старинному обычаю имя ребёнку выбирает священник при крещении на восьмой день после рождения. В этот день священник открывает святцы и смотрит у кого сегодня день памяти и в честь этого святого называют ребёнка).
Хозяюшка: Раньше люди так чтили день именин, что даже нередко забывали о дне своего рождения. Сейчас - наоборот. Мы помним лишь день рождения. Я заглянула в Святцы и посмотрела у кого именины в апреле:
2 апреля- Александра, Иван
9, 11, 12 апреля - Иван
16- Никита
20- Даниил
23- Александр
27- Антон
28- Анастасия.
Встаньте наши именинники, пусть на вас посмотрят гости.
Хозяюшка читает стихи:
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно
Как загадочна наша страна
Так и имя- загадка и тайна
В этой жизни, а может быть в той
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой
Не для каждого впрочем известный.
Хозяюшка: Ребята, когда ребенку при крещении дают имя, бог дает ему ангела-хранителя. Как ангел нас охраняет и помогает нам?
(охраняет от болезней, помогает в жизни, во всех делах, в учёбе, помогает расти, быть здоровыми).
Хозяюшка: Охраняет наши души и тела заступается за нас в течение земной жизни, молит о нас Бога.
Ребята, ангел-хранитель всегда с вами поэтому каждый должен знать имя ангела-хранителя своего. Кто хочет рассказать о своём ангеле, о святом в честь кого вас назвали.
Дети берут иконку своего святого и рассказывают о нём.
Хозяюшка:
Мы должны помнить, если мы себя плохо ведём, совершаем плохие поступки ангел может обидеться и оставить нас. Кто тогда защитит нас? Мы должны просить у него прощения и почаще вспоминать о нём.
Ребята, как мы будем к нему обращаться?
Дети: Ангел мой, хранитель мой
Храни меня и душу мою
Есть у меня ангел-хранитель
Со всеми своими силами небесными.
Хозяюшка: Давайте зажжем свечу нашими ангелам-хранителям и послушаем песнопение в храме.
Звучит грамзапись.
Хозяюшка:
В день именин имениннику следует пойти в храм и причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день крестные обязательно должны быть рядом со своим крестником.
Ребята а кто такие крестные?
(духовные родители ребёнка, которые крестили его в церкви).
Хозяюшка: А как по- церковному их называют? Кто помнит?
(Восприемники, те кто принимает ребёнка от купели Крещения).
За именинный стол крестных сажают на почётное место. В день именин мать печет имениннику именинный пирог с кашей.
Перед тем как начать его есть пирог разламывают над головой виновника торжества. Чем больше каши осталось на голове, тем счастливее будет для него год.
Давайте по нашей старинной традиции для наших именинников поводим хороводом:
«Каравай»
Ну-ка в круг большой вставайте,
Громче, музыка, играй!
Для друзей своих сегодня
Испечем мы каравай!
Хоровод «Каравай»
Хозяюшка: Припасли мы для наших именинников забавушек на всякий вкус. Кому сказка, кому правду, кому песенку.
Ребёнок: Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хозяюшка: Где наши потешники, выходите ребятушки.
Выбегают два мальчика.
1 ребёнок: Яму копал?
2 ребёнок: Копал
1 ребёнок: В яму упал?
2 ребёнок: Упал (падает на пол)
1 ребёнок: В яме сидишь?
2 ребёнок: Сижу (подпирает щёку кулаками)
1 ребёнок: Лестницу ждёшь?
2 ребёнок: Жду
1 ребёнок: Яма сыра?
2 ребёнок: Сыра (ёжится)
1 ребёнок: Как голова?
2 ребёнок: Цела (ощупывает голову)
1 ребёнок: Значит живой?
2 ребёнок: Живой.
1 ребёнок: Ну я пошёл домой!
Выходят 2 ребёнка.
1 ребёнок: Андрейка, детка, о чем плачешь?
2 ребёнок: Об ворота головой ударился.
1 ребёнок: Ну-ка скажи, когда это было?
2 ребёнок: Вчера вечером.
1 ребёнок: Почему же ты плачешь сегодня?
2 ребёнок: Так ведь вчера дома никого не было.
Выходят ещё 2 ребёнка.
1 ребёнок: Иван сена дал лошади?
2 ребёнок: Дал
1 ребёнок: Напоил лошадь?
2 ребёнок: Напоил.
1 ребёнок: Так иди запрягай!
2 ребёнок: А где оно?
В разговор вступает хозяюшка.
Хозяюшка: А для чего тебе лошадь?
Иван: Покатать вас не хочу.
Хозяюшка: Давай те лучше послушаем песню.
Саша Горячева споёт для наших именинников песню «Перевоз Дуня держала».
Девочка: Солнышко светит
Нам радость несёт
Гармошка играет.
Ох, как всех забавляет,
Именинников всех поздравляет.
Поднимается с места молодец-удалец и обращается к девчатам.
Молодец: Эй, девчонки- хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать людей.
Одна из девчат поднимается, выбегает на середину сцены.
Девочка: Моя правая нога захотела трепака
А ты Вова- пастушок, (обращается к гармонисту)
Подыграй-ка мне, дружок.
(Подходит к мальчику и запевает)
Уж я топну ногой
Да притопну другой
Выходи ко мне, Володя
Попляши-ка ты со мной!
Приглашает мальчика.
Мальчик: Встал наш Вова на носок,
А потом на пятку,
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку.
Поднимается другая девочка и песней приглашает очередного участника.
Девочка: Попляши-ка ты Андрей,
Не жалей своих лаптей!
Сходим, лыка надерем
Лапти новые сплетем.
Звучит ответная частушка.
Мальчик: Топ, топ, топочок,
Приударь-ка, башмачок!
Так и этак, так и сяк!
Вот так и этак, вот так и так! (Показывает)
Мальчик берет за руку девочку и подводит к предыдущей разной паре.
Все: Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.
Девочки вместе: Ты куда, Ванюша едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает
- Заготавливать овес.
Мальчики вместе: А девчонки тоненьки
Как яровы соломинки,
В лапотки обуются
Как пузырь надуются.
Девочки грозят пальцем.
Все: Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.
Мальчики провожают девочек к свои местам.
Ребёнок: Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих именинах
Кадриль хотелось бы сплясать!
Мальчики приглашают девочек на кадриль.
Пляска «Кадриль»
Хозяюшка: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Выходи, честной народ
Не пыли дорожка!
Выходите в дружный круг
Поиграть немножко.
Игра «Шляпное знакомство»
Дети под музыку передают шляпу друг другу и называют своё имя, откуда пришло и что означает.
Хозяюшка: Вот какие у нас с вами прекрасные имена, и очень древние. Когда они пришли к нам? Кто помнит?
(Тысячу лет назад) в 988 году во время правления Киевского князя Владимира, Русь приняла Христианство.
Многие имена подарила нам культура очень далеких стран. Из каких стран к нам пришли имена? Назовите ещё раз эти страны.
(Из Древней Греции, из Древнего Рима, Древнееврейские, Скандинавские).
В старину говорили, что имя это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества-достоинства. И я надеюсь, ребята, что доброе имя, которое вы сегодня носите поможет и вам стать сильными, храбрыми, красивыми, умными, словом, такими, какими сами хотите быть.
И сейчас мы с вами споём песню «Имена».
Именинники выходят вперед и приглашают на чаепитие.
Именинники: Мы всем стол накрыли к чаю
Мы гостей сегодня ждали
Всех за стол вас приглашаем
Выпьем чай из самовара.
С сухарями,
С кренделями,
С бубликами вкусными
С сушками
С пирогами вкусными.
Милости просим гости дорогие!