Бубнова Елена
Игровое занятие «Волшебный переполох» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников на основе овладения ими способов саморегуляции и умения нестандартно реагировать на любые жизненные ситуации и справляться с ними.
Психолог приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем занятии.
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами научимся, как можно успокоиться и расслабиться, а также как поддерживать себя, если тебе становится плохо. Рассмотрим разные ситуации, которые у вас бывают, и подумаем, как их решить».
Темочки:
Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом в формате тематики занятия.
Разминка Упражнение 1 «Привет, сказочные герои» Время: 7 минут.
Цель упражнения: приветствие, создание настроя на совместную работу. Психолог предлагает участникам занятия представить себя каким-то сказочным персонажем (героем русских народных сказок) и от его имени поздороваться с группой.
Психолог: «Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся сегодня необычным способом. Представьте себя каким-нибудь сказочным героем и поздоровайтесь по-геройски! А еще скажите, какое настроение сегодня у сказочного героя?».
Основная часть Упражнение 2 «Росток» Время: 20 минут.
Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов совладания со стрессом.
Необходимый инструментарий: просторное помещение.
Психолог: «Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как у вас сегодня начался день? Что вы ожидаете от него? А были ли у вас такие дни, которые начинались по-другому, может быть, не так хорошо, как этот? Чего в таких днях вам могло не хватать?
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране фантазий, где вы сможете открыть для себя новые возможности обретения приятных ощущений, которые помогут любой непогожий день осветить лучами радости и хорошего настроения! Чтобы начать наше путешествие, вам необходимо сесть на стул (расставить по кругу) и закрыть глаза. А теперь представьте себя в виде какого-нибудь растения. Это может быть цветок, дерево, куст, травинка. Представьте росток выбранного теплым солнечным лучам, постепенно растут, как распускаются листья, раскрываются бутоны у цветов, распускаются почки на деревьях, зеленеют травинки».
Психолог предлагает обучающимся в процессе представления ростков и их роста обратить внимание на дыхание, дышать глубоко и медленно, чувствуя, как воздух проникает во все уголки тела. В процессе выполнения упражнения ведущий предлагает участникам занятия удобно сесть и развести руки вверх и в стороны.
Психолог: «Наконец, ваше растение выросло, цветок распустился, дерево окрепло и дало плоды, травинка наполнилась жизненной силой. Внимательно рассмотрите его, почувствуйте его запах, потрогайте, почувствуйте узоры, посмотрите, какое растение красивое».
Психолог предлагает представить, какое восхищение чувствуют люди, когда видят это растение. Психолог может озвучивать подобные реплики: «какое красивое растение, как оно мне нравится!»; «какой приятный аромат у этого цветка!»; «какая яркая зеленая трава!»; «какие у этого дерева интересные листочки!»; «как приятно сидеть под раскидистой кроной этого дерева» и т. д.
Психолог предлагает участникам почувствовать, какое их растение красивое, удивительное, по-своему уникальное, запомнить это переживание и обращаться к этим образам в те моменты, когда становится грустно. Далее психолог предлагает завершить упражнение: потянуться и открыть глаза.
В конце психолог предлагает участникам поделиться образами, которые им представились, эмоциями, впечатлениями, а также тем, какая ресурсная картинка рисуется в их воображении в момент, когда им становится грустно.
Упражнение 3 «Хороший друг» Время:20 минут.
Цель упражнения: эмоциональное сближение участников, групповое сплочение.
Психолог: «Подумайте о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым вы на самом деле дружите. Если же у вас такого друга еще нет, то вы можете подумать о том, с кем только собираетесь подружиться. Что вы можете сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит ваш друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла? Подумайте над этими вопросами. Ответы на них вы можете записать на бумаге, можете нарисовать, а можете сделать и то, и другое. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки». Анализ упражнения:
– Как человек находит друга?
– Почему так важны в жизни хорошие друзья? – Есть ли у тебя друг?
Упражнение 4 «Оловянный солдатик и тряпочка на ветру» Время: 10 минут.
Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции.
Психолог: «Ребята, сейчас вам нужно встать в круг так, чтобы между вами было свободное пространство, например, на расстоянии вытянутой руки. А теперь представьте, что вы как стойкий оловянный солдатик. Он стоит прямо, как натянутая струна. Попробуйте встать так прямо, будто к вашей спине прикрепили палку, и вы не можете согнуться. Попробуйте вытянуться всем телом вверх, при этом не отрывая ног от пола. Напрягитесь и побудьте в этом положении некоторое время».
В процессе упражнения психолог показывает на своем примере, как выглядит поза оловянного солдатика и совместно с участниками занятия выполняет озвучиваемые действия. Также психолог может оценивать, как стоят дети и поправлять их. Затем предлагается сменить позу.
Психолог: «А теперь представьте, что вы тряпочка, которая развевается на ветру, почувствуйте, как ваши руки, голова, спина расслабляются, и опуститесь верхней частью тела вниз. Согнитесь и почувствуйте расслабление в руках, шее и спине».
Психолог демонстрирует позу и совместно с группой повторяет озвученное действие.
Психолог: «Представьте, что на вас дует ветер, от которого вы медленно, плавно и расслабленно покачиваетесь. А теперь согните колени и продолжайте покачиваться».
Участники занятия несколько секунд повторяют действия за психологом.
Далее психолог предлагает им сменить позу на позу солдата, сгруппировавшись и вытянувшись, и так простоять 10 секунд, и изменить положение, повиснув в виде тряпочки на ветру, ощущая расслабление и легкость, и так побыть также 10 секунд. И так предлагается еще два раза (смена позы от оловянного солдатика до тряпочки и наоборот).
В конце ведущий предлагает: «А теперь встряхните руками, будто смахиваете с себя воду, и отряхнитесь всем телом, как собака отряхивается от воды».
В завершение ведущий спрашивает: «Как вы чувствуете себя после этого задания? Вы можете повторять его после выполнения тяжелой умственной или физической работы, где вы долго не двигаетесь, находитесь в одном положении».
Заключение Упражнение 5 «Волшебный карандаш» Время: 5 минут.
Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия. Необходимый инструментарий: карандаш.
Психолог: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».
Таким образом участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.