Мельникова Татьяна
Конспект занятия для родителей «Про семью, про дружную — всем такую нужную»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для родителей
«Про семью, про дружную – всем такую нужную»
Цель: Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка.
Задачи:
- показать родителям важность сохранения эмоционального контакта в семье для жизни и развития приёмного ребёнка;
- совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в воспитании и возможные способы их решения в своей семье;
- продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со специалистами сопровождения.
План:
1. Обсуждение «Что такое семья?
2. Тест «Кем Вас считает Ваш ребёнок?»
3. Притча «Две семьи»
Публикация «Конспект занятия для родителей „Про семью, про дружную — всем такую нужную“» размещена в разделах
4. Упражнение «Загибаем лист»
5. Ролик «Прививка Любви - социальный ролик»
Дмитрий Дюжев https://www.youtube.com/watch?v=FHSd5CSSxxw
6. Мини – лекция «Ценности семейного воспитания»
7. Упражнение «Джеффа»
8. «Семейные традиции» (обсуждение с родителями).
9. Подведение итогов. Рефлексия.
10. Выдача памяток и рекомендаций.
Ведущий:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Сегодня наше собрание мы посвятим Семье и ее значению в воспитании детей.
А для начала, давайте вместе определим, что такое «Семья»? (размышления родителей)
Тест “Кем Вас считает Ваш ребенок?” (Приложение1)
Притча «Две семьи»
Живут в соседних домах две разных семьи. Одни всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание.
Однажды, позавидовав мирной соседской семье, жена говорит мужу:
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.
Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
– Прости, дорогой, я виновата.
– Нет, это ты прости, я виноват.
Расстроился мужчина и пошел домой. Дома жена спрашивает:
– Ну, что, посмотрел?
– Да!
– Ну что?
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.
Упражнение «Загибаем лист»:
Инструкция: Взять листик бумаги. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Ведущий:
- Я хочу сказать, что быть родителем сложно и ответственно. Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им “умные” морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это непросто! Верно! Поэтому воспитание детей надо начинать … с воспитания самих себя! Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это – самое лучшее воспитание!
Ролик «Прививка Любви - социальный ролик»
Дмитрий Дюжев https://www.youtube.com/watch?v=FHSd5CSSxxw
Мини- лекция «ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи.
А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье.
Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети.
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.
Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги.
Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей.
Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом.
Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей.
Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая среда обитания.
Мы для детей – правосудие. Мы должны уметь принимать мудрое решение. Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам обязательно нужно оставаться ребенку другом.
Ребенок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье царило взаимопонимание и действовали законы семьи.
Их всего четыре:
* Закон единства требований отца и матери.
* Закон значимости похвалы для ребенка.
* Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
* Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Упражнение «Джеффа»
Подготовка: три плаката с надписью – «Да», «Нет», «Может быть». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах аудитории, а средний – в центре. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ. В процессе проведения участники могут переходить под другой плакат, если их мнение изменилось.
Запрет: участники не имеют права спорить. Они высказывают только своё мнение.
Вопросы:
1. Нужно ли говорить правду родителям?
2. Выбирают ли родители судьбу своих детей?
3. Влияет ли материальное благополучие на формирование семейных ценностей?
Рефлексия:
1. Что чувствовали, когда ваш выбор был против всех остальных?
2. Что чувствовали по отношению к тем, кто давал ответы противоположные вашему?
3. Менялось ли при этом ваше мнение?
Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
1. до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
2. 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
3. 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
4. 17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
5. 26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
6. 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
7. Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.
«Семейные традиции» (обсуждение с родителями).
- Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи.
-Какие традиции вы соблюдаете в своих семьях?
Ответы родителей.
-Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году?
Ответы родителей.
-Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?
Ответы родителей.
- Что вы делаете совместно раз в неделю?
Ответы родителей.
- Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю, чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?
Ответы родителей.
-Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день. В вашей семье есть добрая традиция каждый вечер ужинать всей семьей, ждать друг друга и не опаздывать.
- Что могут дать такие совместные ужины для воспитания ребенка?
Ответы родителей.
-Дети учатся уважать семью, друг друга.
-Видят искренний интерес к себе и членам семьи.
-Учатся общаться.
-Вместе обсуждают семейные проблемы и находят пути их решения.
- В какой момент ужина правильно начать разговор о семейных делах?
Ответы родителей.
Во время чая, когда все сыты и расслаблены.
- Какие проблемы можно обсуждать со своими детьми за вечерним ужином?
- А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?
- А какие традиции могут появиться в ваших семьях?
- Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?
5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.
5 минут мало или много?
Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?
(Учитель записывает на доске то, что предлагают родители)
Уважаемые родители, вы видите сами, что 5 минут общения каждый день позволяют воспитать ЧЕЛОВЕКА!
(Выдача памятки «Семейные ценности» и буклета «Счастье – жить в семье»)
Ведущий:
Подводя итог родительского собрания о семейном воспитании, хочется сказать, что единство усилий, постоянный дружеский контакт со своими детьми, открытость и готовность к сотрудничеству – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!
Желаю Вам удачи в воспитании ваших детей. И не забывайте, сегодня они – малыши, а завтра – самостоятельные личности, во внимании которых будете нуждаться Вы, родители!
Приложение 1
Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”
Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?
Попробуйте выяснить это при помощи теста.
1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
- задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;
- помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;
- получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;
- пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.
2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
- шкуру с него спущу! - 2;
- проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;
- пускай берет, для него и работаю - 4;
- мои деньги где попало не валяются - 1.
3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
- необходимый минимум - 2;
- денно и нощно! - 4;
- все свободное время! - 3;
- у меня нет лишнего времени для общения - 1.
4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
- систематически - 3;
- изредка - 1;
- никогда, читал (а) супруг (а) - 0;
- ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.
5. Как ваша семья проводит летний отдых?
- папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;
- стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;
- отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;
- куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.
6. Как часто вы даете детям советы?
- ежеминутно - 2;
- упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;
- по необходимости - 3;
- советую всем никому никогда не советовать - 1.
7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
- тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;
- никто и никогда - 1;
- конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;
- всегда я, жалко дитятко! - 4.
8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
- в минуты откровений - да - 3;
- все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;
- его секреты мне ни к чему - 1;
- никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.
9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
- безусловно, все до единого - 4;
- да, если позволяют средства и время - 3;
- желания - да, капризы - нет - 2;
- дети должны выполнять желания родителей - 1.
10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
- только если вынуждают обстоятельства - 3;
- именно так я и поступаю - 2;
- ни в коем случае - 4;
- пусть живет, где хочет - 1.
Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.
От 10 до 15. Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.
От 16 до 25. Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло.
От 26 до 34. Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.
От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать.