Елена Перкова
Конспект занятия для подростков «Для чего нужны законы»
Занятие "Для чего нужны законы"
(Профилактика правонарушений)
Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде через повышение уровня правовой культуры обучающихся.
Задачи:
Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения
Формирование умения различать хорошие и плохие поступки
Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам
Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми
Публикация «Конспект занятия для подростков „Для чего нужны законы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления.
Методы работы: групповая.
Время проведения: 40 минут.
Целевая аудитория: 13-17 лет.
Ход занятия
Вводное слово
У нас с вами начинается цикл занятий по профилактике правонарушений с основами правовых знаний. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на наших занятиях? (ответы детей)
Обсуждение ситуации
Представьте, что вы путешествовали на корабле и корабль потерпел крушение. Вы попали на необитаемый остров. Все вы разные, у вас разные привычки, разный характеры, разный жизненный уклад. Находясь на острове, вы начали ссорится из-за того, что кому-то, что-то не нравилось в поведении другого. Вы поняли, что так дальше продолжаться не может и решили выработать правила пребывания на острове.
Задание: Сейчас мы разделимся на 2 группы и попробуем придумать правила пребывания на острове, которые устроили бы всех его обитателей.
(работа в группах, обсуждение правил)
Вот так и на земле давным-давно тысячи лет назад появились люди. Одновременно с ними возникли и вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появились законы.
На мероприятии вы уже слышали о законах нашего государства, вспомните и назовите их:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Жилищный кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Административный, Трудовой, Конвенция о правах ребенка и др.
Итак, вопрос! - Какой теме посвящено сегодняшнее наше занятие?
(ответы детей)
Совершенно верно. Тема нашего занятия : «Для чего нужны законы».
Законы нашей страны говорят о том, что у каждого человека есть права и обязанности, которые неразрывно связаны друг с другом. Мы свами уже неоднократно на занятиях обсуждали, что у человека есть несколько обязанностей, вспомните, каких? (ответы детей)
• соблюдать Конституцию и законы РФ;
• уплачивать законно установленные налоги и сборы;
• защищать Отечество и нести военную службу;
• заботиться о сохранении культурных и исторических памятников;
• сохранять природу и окружающую среду;
• родители должны заботиться о несовершеннолетних детях, а совершеннолетние дети — о нетрудоспособных родителях;
• получить основное общее образование.
Скажите, а для чего нам надо соблюдать все эти обязанности? Ведь очень часто мы слышим такие возражения:
- Я никому ничего не должен…
- А я не хочу и не буду…
- Моя жизнь, что хочу то и делаю, живу один раз…
- Почему я должен это делать?.
- А я хочу, мне надо.
- Ну и что? Ничего вы мне не сделаете, я все равно это буду делать…
Рассуждения детей
Кроме обязанностей, мы с вами обладаем огромным списком прав, которые нам дает конституция РФ. Давайте попробуем определить в игровой форме, что из перечисленного является правом, а что обязанностью.
Задание «Права и обязанности»
Инструкция: постройтесь в шеренгу. Я задаю тему, если это обязанность, вы делаете шаг вперед. Если право – шаг назад.
Уважать педагогов (обязанность).
Бесплатное образование (права)
Выполнение домашнего задания (обязанность)
Отдыхать во время перемен и каникул (права)
Охрана здоровья (права)
Соблюдать режимные моменты (обязанность)
Посещать кружки с секции (права)
Примерное поведение в общественных местах (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).
Бережное отношение к имуществу (обязанность)
Обращаться за помощью к специалистам (право)
Задание «Блиц-опрос»
Права каждого человека неразрывно связаны с выполнением определенных обязанностей. Мы с вами уже проговорили, что чем старше становится человек, тем больше обязанностей у него возникает. Будем работать в форме блиц-опроса. Вам предстоит определить права и обязанности в соответствии с возрастом.
Инструкция: я задаю вопрос, а вы должны ответить, с какого возраста наступает данная обязанность (с рождения, с 6лет, с 10лет, с 14лет, с 15лет, с 16 лет, с 17 лет, с 18 лет. За правильный ответ, участник получает жетон.
1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права (с 18 лет)
2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (с 16 лет)
3. Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16 лет)
4. Подлежит административной ответственности за правонарушения (с 16 лет)
5. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге (с 16 лет)
6. Имеет право на получение паспорта (с 14 лет)
7. Имеет право поступить на работу при сокращенном рабочем дне (с 14 лет)
8. Подлежит уголовной ответственности за тяжкие преступления (кража, разбой, вымогательство) (с 14 лет)
9. Имеет право управлять велосипедом при движении по дороге (с 14 лет)
10. Имеет право постановки на жилье (с 14 лет)
11. Может самостоятельно открывать и контролировать свои банковские счета (с 14 лет)
12. Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией (с 14 лет)
13. Вправе посещать школу (с 6 лет)
14. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать у них защиту своих прав и законных интересов (с рождения)
15. Имеет право на имя, отчество, фамилию (с рождения)
16. Приобретает право на гражданство (с рождения)
Дополнительные права воспитанников детских домов.
У всех детей нашей страны есть одинаковые права, но у воспитанников детских домов их немного больше. Скажите, какие дополнительные права есть у вас, как у воспитанников детского дома? (ответы детей)
-право на бесплатное обучение в СПО, НПО, ВУЗ
- право на бесплатное получение второго образования либо СПО, либо НПО
-право на гособеспечение (одежду, питание, стипендию и т. д.)
- право на бесплатное получение жилья
- право на бесплатное медицинское обслуживание
-право на бесплатное оказание юридической помощи
Итак, мы определили некоторые основные права взрослых и детей, которыми мы обладаем. Хочется закрепить ваши знания о правах и обязанностях. С этой целью, предлагаю разгадать кроссворд.
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься …. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на … учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право …не более 4 часов в день.
Игра с залом по сказке «Буратино»
Посмотрите, сколько прав есть у каждого человека нашей страны, а у сказочных героев в сказках есть права? Как вы думаете? Сейчас мы с вами будем в роли экспертов определять, какие права нарушены у персонажей известной сказки «Приключения Буратино или золотой ключик».
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на…
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…
5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…
6. Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…
Ответы
1. личную неприкосновенность
2. получение бесплатного образования
3. пользоваться учреждениями культуры
4. иметь имущество в собственности
5. неприкосновенность жилища
6. свободы передвижения
В каких сказках нарушаются права литературного персонажа на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Варианты ответов:
«Красная шапочка»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Кот в сапогах»;
«Гуси лебеди»;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Спасибо за ответы! Вы отлично справились с ролью экспертов. Вижу, что знаете и права и вспомнили обязанности. А скажите, пожалуйста, высказывать свое мнение все имеют право? А если эти высказывания ранят человека? А если вы обижаете своими словами? Всегда ли нужно говорить человеку то, о чем вы думаете, с чем не согласны? И в какой форме нужно это сказать? Как можно не оскорбить собеседника? Не обидеть? Ведь за оскорбление тоже есть наказание.
Притча об отце и сыне.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвё л к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям. Старайтесь не обижать людей рядом с вами. И тогда отношение окружающих к вам будет совсем другим!
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
5. Итог.
Что запомнили?
О чём мы сегодня говорили?
Что такое права?
Что такое обязанности?
Чем отличаются права от обязанностей?