Наталья Маркина
Занятие «Дикие животные нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные нашего леса»
Цель. Систематизировать и углублять представление о диких животных родного края.
Задачи.
1. Образовательные. Учить обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающие их от домашних. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».
Публикация «Занятие „Дикие животные нашего леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
2. Развивающие. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире.
3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.
Методические приемы. Игровое упражнение «Собрались все дети в круг», погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища». «Как кричат дикие животные?», физкультминутка, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…», постановка проблемы и ее решения: «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Угостим лесных зверей» (рисование, рефлексия.
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.
Материалы и оборудование. Компьютер с мультимедийной презентацией, картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц, насекомых и птиц. Набор разноцветных фишек.
Ход занятия.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель. Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим наше правило :
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говорим
И тихонечко сидим (дети садятся).
Воспитатель. Ребята, все ли места на Земле обитаемы? А кем обитаемы? Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.
А какие вам известны живые существа? А о каких животных мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Отгадывание загадок про животных?
Просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища».
(Дети называют и просматривают слайды)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь
Воспитатель. Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Дети. Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.
Воспитатель. Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?
Дети. Берлога.
Воспитатель. Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?
Посмотрите на экран.
(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)
Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.
Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?
Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.
Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.
Только весной проснется.
Да. Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.
Воспитатель. Эту хитрую плутовку,
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая. Лиса
Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
Дети. Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.
Воспитатель. Под кусточком лисий дом.
Как называется дом лисички?
Дети. Нора.
Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная
Воспитатель. Зачем лисоньке такой пушистый хвост?
Дети. Следы заметать.
Воспитатель. Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает
(Дети имитируют походку лисы)
Воспитатель. Молодцы. Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
И в дупле орехи прячет? Белка
Воспитатель. Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост? Где живет белка? Как называется ее домик? (рассказы детей).
Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети. Чтобы другие звери не достали
Воспитатель. Как белочка от мороза спасается?
Дети. Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.
Воспитатель. Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый. Расскажите, о ней?
У бедняжки нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. Заяц.
Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?
Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Дети. Заяц белый, пушистый. У него длинные уши. От врагов спасают его быстрые ноги. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал.
Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?
Дети. Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую.
Заяц ускакал, пришел новый житель,
Кто это?
Дети. Ежик (просмотр слайда).
Воспитатель. Расскажите, какой он?
Дети. Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.
Воспитатель. У нас осталась еще одна картинка с животным.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк
Воспитатель. Расскажите, какой он?
Дети. Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.
Воспитатель. Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово».
Вы рассмотрели всех животных. Скажите, что у них общего?
Дети. У всех животных есть голова, морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель. Тело всех ли животных покрыто шерстью?
Дети. У ежа иголки.
Воспитатель. Назовите всех животных, которых мы рассматривали и скажите, какие это животные?
Чем дикие животные отличаются от домашних?
Каких еще диких животных вы знаете, которые живут в наших лесах?
Дети. Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.
Воспитатель. Какие изменения в жизни животных происходят весной?
Дети. Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.
Воспитатель. А что эти животные делают летом?
Дети. Они радуются теплу, растят своих детенышей.
Физкультминутка
По тропинке мы пошли
Шишку нашли, подняли,
В корзину положили.
Дальше пошли, белке гриб нашли,
Подняли, белке бросили в дупло.
Опять пошли, заячьи следы нашли,
Присели, посмотрели.
Дальше пошли.
Вот мы шли, желуди нашли
Покормили кабана, дальше пошли.
Вот мы в детский сад пришли.
Дети сели на ковер.
Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения).
Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок. Вы будете ему помогать.
Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал….
Дети. Зайчонок.
Воспитатель. За мамой волчицей топал…
Дети. Волчонок.
Воспитатель. За мамой лисицей крался….
Дети. Лисенок.
Воспитатель. За мамой медведицей шел …
Дети. Медвежонок.
Воспитатель. За мамой бельчихой скакал….
Дети. Бельчонок.
Воспитатель. За мамой ежихой плелся ….
Дети. Ежонок.
Воспитатель. Кого вы сейчас называли?
Дети. Детенышей животных.
Проблемная ситуация. Ребята, я встретила своего знакомого охотника. Он мне рассказал, что вчера был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.
- Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?
Дети. Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
«Просмотр слайдов на тему: «Как кричат дикие животные?».
Воспитатель. В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают (показ картины с изображением зверей птиц и насекомых). На какие группы вы разделили бы этих животных?
Дети. Звери, птицы, насекомые.
(Работа с фишками).
Воспитатель. Синими фишками закройте – птиц, зелеными фишками – зверей.
Кто остался незакрытым? (бабочка) К какой группе мы ее отнесем? (насекомые). Каких насекомых вы видели в нашем лесу? (ответы детей).
Бабочка прилетела к нам. Поиграем с ней.
Упражнения для глаз.
Не поворачивая головы, проследите за полетом бабочки.
Пальчиковая игра.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель. Мы сегодня много говорили, о каких животных? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?
Ответы детей.
Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.
Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи?
Дидактическая игра «Угостим лесных зверей»
Каждый из вас нарисует угощение для своего любимого животного.
Итог занятия. О ком мы сегодня говорили? Нужно ли бояться лесных животных? В чем их опасность и как от этого уберечь себя?