Федорова Елена
Занятие-беседа для детей старшего дошкольного возраста «Символы Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с символами Кузбасса. Развивать познавательный интерес к истории Кузбасса. Воспитывать уважительное отношение к символике Кузбасса.
Материалы: Демонстрационный материал: географическая карта Кузбасса, картинки – опоры символы Кузбасса, запись гимна Кузбасса, наскальные рисунки, портрет Михайло Волкова.
Ход занятия:
Дети стоят вокруг воспитателя.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Публикация «Занятие-беседа для детей старшего дошкольного возраста „Символы Кузбасса“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
(пальцы левой руки здороваются с пальцами правой руки, постукивая подушечками).
- Ребята сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе! А почему мы говорим «малая родина»? (ответы детей).
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.
- А как по-другому называется Кузбасс? (Кемеровская область).
- Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты).
Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор.
- Ребята, у каждой страны есть свои символы, вот и у нашей области есть свои символы.
-Дети, а вы знаете, что такое символы? (Герб, флаг, гимн.)
Герб свой у города есть.
Глядя на герб, можно много прочесть.
На красном и жёлтом фоне красивом
Колба по центру – химии символ!
Что плодородны наши поля,
Колосья на гербе нам говорят.
А шестерёнка, веление времени,
Расскажет об отрасли машиностроения.
И печи доменные с дыханием пламенным
Питает кузбасский уголь наш каменный.
Герб свой у города нашего есть
О городе всё здесь можно прочесть.
/О. Г. Зыкова/
- Есть символы России, а есть символы Кузбасса. Для того чтобы узнать, откуда они появились, мы и отправились в путешествие.
В далёком прошлом, более 200 лет назад, крепостной Михайло Волков обнаружил залежи каменного угля или по–другому горячий камень.
Почему его так называют? (Потому что он горит, им топят печи.)
- Правильно, а ещё, им древние люди рисовали на скалах рисунки. По которым мы можем с уверенностью рассказать, чем занимались в древности люди. (Воспитатель показывает ряд наскальных рисунков.)
- Что нарисовано на наскальных рисунках? (Охота, быт людей, земледелие.)
А давайте, немного поиграем, представим, что мы строим дом.
Физминутка:
На поляне дом стоит,
(дети изображают «дом» двумя руками, крышу дома – пальцами левой и правой рук, соприкасающимся друг с другом).
Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повёрнуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы подняты вверх).
Мы ворота открываем,
(дети разворачивают ладони параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем.
(изображают «дом» двумя руками, крышу дома – пальцами левой и правой рук, соприкасающимися друг с другом).
Проходили годы, столетия, край изменился, облагораживался. В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, в очень тяжёлое время для России, было решено создать Кемеровскую область. Нашу область окружают другие области, такие как: Томская, Новосибирская, Алтайский и Красноярский края, республики Алтая и Хакасии (дети рассматривают географическую карту Кузбасса).
- Чтобы Кузбасс не путали с другими областями, было решено разработать свою символику.
- Так были разработаны флаг, герб, и гимн Кузбасса.
Флаг Кузбасса представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка, во всю ширину флага. В верхней части синей полосы помещается герб.
Герб напоминает по форме французский щит, обрамлённый дубовыми ветвями, скреплёнными орденской лентой.
Нижняя часть щита – зелёного цвета. Этот цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства.
В центре щита – треугольник чёрного цвета, символизирующий угольную промышленность.
В центре треугольника находится перекрещённый кузнечный молот и кирка, к вершине треугольника тянутся три пшеничных колоска.
- Дети, что символизируют пшеничные колоски? (Эти колоски символизируют важность для Кемеровской области сельского хозяйства.)
- Как вы думаете, что символизируют треугольники красного цвета в верхних углах? (Это раскалённый металл.)
- А ещё вверху над центром гербового щита изображена корона в виде полной чаши, символ богатства Кузбасса.
- Наш гимн – это песня, посвящённая, трудовым подвигам Кузбасса, и поэтому она называется «Рабочая мелодия Кузбасса». (Звучит гимн Кузбассу)
А сейчас мне бы хотелось вместе с вами прочитать стихи посвященные Кузбассу.
Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный могучий Кузбасс.
Привет, родимый Край
Кузбасс, мой край любимый.
Славен ты трудом
И красотой неповторимой.
Есть в тебе и горы и леса,
И речка Томь течёт так плавно,
И птиц, поющих голоса,
Нам вечерами слушать славно.
Шуршат хлеба, колосья наливая,
Народ и шахты уголёк дают.
И это все богатство края
Здесь люди сильные живут.
Застенчивый, с виду суровый,
Здесь славною жизнью живет
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ.
Ты вечно молод и в работе стоек
С годами в зареве огней.
Край мой стали, угля и строек.
Край мой детства, юности моей.
Анализ:
- Ребята, вам понравилось путешествие по Кузбассу?
- Что такое символика? (Это герб, флаг, гимн).
- Кто обнаружил залежи каменного угля? (Залежи угля обнаружил рудознатец Михайло Волков).
- Что означает зелёный цвет на щите? (Он символизирует сельское хозяйство).
- Что символизирует чёрный треугольник в центре щита? (Этот цвет символизирует угольную промышленность).
- Важность чего обозначают три колоска пшеницы? (Эти колоски символизируют важность сельского хозяйства).
- Ребята, мы должны знать историю нашего края и гордиться им.