Ксения Нечаева
Занимательные игры со шнурком
▼ Скачать + Заказать документы
Серия игр со шнурком
для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Я работаю логопедом более 20 лет, и поскольку время не стоит на месте, и дети все более и более требовательны, постоянно приходится искать новые интересные приемы работы.
Итак, все мы знаем о значении мелкой и общей моторики для развития речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше и быстрее развивается его речь. Педагогам хорошо известно, что от степени тренировки движения пальцев рук, зависит совершенствование речевых реакций. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена многими крупнейшими учеными. Малоподвижные, неактивные дети чаще всего говорят меньше и хуже своих сверстников, координация движений заметно менее развита. Существует огромное количество упражнений для развития моторики пальцев рук, такие игры педагоги используют на своих занятиях. Часто для этого берут мячики, шарики, колечки и другие предметы.
Публикация «Занимательные игры со шнурком» размещена в разделах
На своих занятиях с детьми (индивидуальных, подгрупповых и на логоритмике) я часто использую шнурки. Обыкновенные разноцветные круглые шнурки, которые чаще всего встречаются в комплектах игр с отверстиями для протягивания шнурка : «Соедини маму и малыша», «Кто что ест» и прочее. Шнурочки я раздаю ребятам, кто какой цвет выберет. Это тоже важно, так как создает позитивный настрой занятия. Со шнурком можно играть сидя на стульчиках, сидя на ковре, стоя или двигаясь по кругу друг за другом, врассыпную. За время моей практики вариантов работы со шнурком накопилось много, поэтому я и решила поделиться своим опытом со всеми, кому это может пригодиться в работе или дома со своими детьми.
Все упражнения, о которых я хочу рассказать, разного уровня сложности, поэтому использовать их можно с детьми разного возраста и разного уровня моторной ловкости, независимо от того, какая рука ведущая.
1. «Велосипед» - шнурок берём с двух концов в кулачки, руками выполняем движение вперёд по кругу по очереди, как будто это крутятся педали велосипеда. Движения можно выполнять вперёд и назад, можно сидя, стоя, а лучше двигаясь по комнате. Часто мы сопровождаем эти движения словами: «Едем, едем на велосипеде…»
2. «Качели» - шнурок берём за края пальцами и раскачиваем вперёд-назад, как качели. Ребята выбирают, кого они будут качать. Например, выбрали собачку, мы поё м: «Кач-кач, кач-кач, ты, собачка (кошечка, мишка и так далее, не плачь!»
3. «Мотор» - шнур берём с обоих концов и раскручиваем двумя руками, можно вперёд, назад, вытянув руки перед собой, подняв руки над головой, опустив руки вниз или во время ходьбы. У детей старшего дошкольного возраста подключаем произношение звуков «Р» и «Рь».
4. «Удочка» - шнурок берём пальцами за один край, рука должна быть вытянута ровно вперёд в виде удочки. Легко наклоняя руку, чтобы «удочка» находилась в движении, произносим слова: «Ловись, ловись рыбка большая и маленькая!» Выдёргивая «удочку» из воды, можно сказать или показать, какая рыбка попалась. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру. Для детей старшего дошкольного возраста усложненный вариант – ловим рыбу зимой, сделав во льду лунку: в одной руке «удочка», а другой рукой большим и указательным пальцами делаем кружок – «лунку» и стараемся совместить руки так, чтобы конец шнурка попал в кольцо из пальцев. Так же не забудьте поменять руки.
5. «Улитка» - берём шнурок за край вытянутыми и прижатыми друг к другу пальцами левой руки, правой рукой наматываем сверху на левую весь шнурок, затем снимаем аккуратно шнурок с пальцев, чтобы получилась «улитка».
6. «Корзиночка» - большим пальцем левой руки удерживаем шнурок за край, остальные 4 пальца выпрямляем – это основа «корзиночки». Теперь правой рукой берёмся за шнурок и начинаем оплетать его вокруг пальцев таким образом: перед указательным, за средним, перед безымянным, за мизинцем, и обратно в противоположной последовательности. И так – пока шнурок не закончится.
7. «Узелок» - учимся завязывать узелок и затем его развязывать. Можно один, два, три или кто больше за минуту…
8. «Бантик» - учимся завязывать и развязывать бантик.
9. «Волшебная палочка» - большим пальцем левой руки удерживаем шнурок за один край, указательный вытянуть вперёд, а остальные пальцы согнуть, шнурок накручиваем на указательный палец, так чтобы он ложился плотными кольцами, не оставляя промежутков. Это «волшебная палочка».
10. «Гусли» - растягиваем шнурок двумя руками, освободив указательный палец правой руки, цепляем пальцем за шнурок, как будто играем на струне. Можно добавить какой-нибудь звук или даже небольшую попевку.
11. «Червячок» - берём шнурок за один край тремя пальцами (большой, указательный и средний, перебираем пальцами и подтягиваем шнурок вверх так, чтобы «червячок пополз». Один край шнурка подтягиваем вверх, второй опускается вниз. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
12. «Лягушата» - берём шнурок двумя руками за края так, чтобы указательные пальцы были свободны и выпрямлены. Это – лягушата. Они одновременно «ныряют» под шнурок, каждый раз зацепляя его на себя, пока не встретятся на середине. Пальчики – лягушата могут «нырять» и по очереди.
13. «Спрячь шнурочек» - берём шнурок за один край тремя пальцами (большой, указательный и средний) и собираем его внутрь кулака, перебирая пальцами и подтягивая шнурок вверх. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
14. «Колыбелька» - шнурок берём и складываем пополам, одной рукой удерживаем «колыбельку» за края пальцами, а другой раскачиваем вперёд-назад, как будто колыбель с малышом. Ребята выбирают, кого они будут укладывать спать. Например, выбрали собачку, мы поё м: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка (кошечка, мишка и так далее, засыпай!» Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
15. «Рисунки» - из шнурка можно выкладывать контуры предметов: домик, совок, кот и тому подобные. Дав ребятам инструкцию (изобразите предмет, название которого начинается с определённого звука; изобразите предмет мебели, посуду и тому подобное, ребята угадывают выложенные предметы друг у друга.
16. «Мясорубка» - берём шнурок за оба края ладонями, сжатыми в кулак. Руки вытягиваем вперёд. Левая рука стоит на месте, а правая совершает большой круг от себя. Это напоминает движение ручки мясорубки. Можно крутить ручку вперёд, а потом назад. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
17. «Восьмёрка» - большой и указательный пальцы левой руки держим прямо, остальные подогнуты в кулак (пистолетиком). Правой рукой наматываем шнурок на вытянутые пальцы восьмёркой, пока шнурок не закончится. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
18. «Дорожки» - выкладываем шнурок в длину, пополам или «змейкой». Пальцы рук изображают зайца (2 пальца, лошадь или корову (4 пальца, паука (все пальцы или обе руки). Наши герои двигаются вдоль дорожки, перебираются через речку или ямку.
19. «Азбука» - выкладываем буквы из шнурка.
20. «Геометрические фигуры» - выкладываем геометрические фигуры из шнурка.
21. «Цифры» - выкладываем цифры из шнурка.
22. «Вертолёт» - складываем шнурок пополам и держим одной рукой, совершаем круговые движения так, чтобы «раскрутить пропеллер». Можно раскручивать на уровне пояса, над головой, присев на корточки, во время ходьбы. Передаём шнурок в другую руку и повторяем игру.
23. «Речка» - шнурок кладём перед собой, вытянув ровно в длину. Это – речка. Перешагиваем через речку – шаг вперёд, шаг назад. Перепрыгиваем через речку – вперёд и назад. Поворачиваемся правым боком, перепрыгиваем и перешагиваем, поворачиваемся левым боком, те же действия. Для более старших детей вариант на корточках и на одной ножке.
24. «Рыбки» - берём шнурок за оба края, соединяем концы. Это – хвостик рыбки. Петля, образовавшаяся в середине – туловище и голова рыбки. Поворачиваем «рыбку» боком и, удерживая за нос и хвост, плавными движениями изображаем, как она плывёт.
25. «Говорящий шнурок» - на «вертолёте», «велосипеде» или самолёте («мотор») можно отправиться в путешествие. Встречаем по пути «друзей», изображая шнурком и голосом (звукоподражание) :
Комар – (з, комарик – (зь). Шнурок – удерживаем кончик : «носик» большой, «носик» маленький.
Чайник – (с, чайничек – (сь). Шнурок – одной рукой держим за кончик шнурка – «носик чайника», второй рукой – за серединку шнурка – «крышка чайника».
Змейка – (ш). Шнурок двигается, как змея.
Жук – (ж). Шнурок – складываем пополам, соединяем кончики шнурка – «усики жука».
Поезд – (ч). Шнурок складываем пополам, берем обеими руками за края, двигаем по кругу, изображая работу колес поезда.
Волны – (щ). Берём шнурок за края, раскачиваем медленно под «звуки прибоя».
Самолёт – (л, самолётик – (ль). Шнурок берём за середину и складываем 2 крыла, можно использовать упражнение «бантик» для старшего возраста.
Мотор – (р). Смотри упражнения «мотор» или «вертолёт».
Эти упражнения разнообразят занятия, вызывают интерес у ребят, дают возможность погрузиться в игру или сказку. Надеюсь, они понравятся вам, пригодятся в работе, помогут развить мелкую моторику рук, речь и фантазию детей.