Елизавета Монахова
Закаливание стоп как важный фактор профилактики и коррекции плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, атмосферного давления). Это своеобразная тренировка всего организма и, прежде всего, терморегулирующего аппарата к действию указанных факторов (А. П. Лаптев, 1983). В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определенные функциональные системы, обеспечивающие специфический и неспецифический эффекты. Специфический эффект проявляется в повышении устойчивости к жаре или холоду, в зависимости от того, какой температурный фактор применялся для закаливания. Неспецифический эффект формируется одновременно с первым и выражается в повышении устойчивости к некоторым другим внешним воздействиям, например к простудным заболеваниям (В. А. Макаров, 1984). Стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей (В. А. Макаров, 1984). Существует также рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп и голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей (Д. Е. Хухлаева, 1984). В связи с этим, огромная роль в повышении резистентности организма отводится закаливанию стоп. Кроме того, закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия (Ю. Н. Чусов, 1984; Е. С. Черник, 1986; А. В. Чоговадзе, 1987). При проведении закаливания стоп следует руководствоваться общепринятыми принципами закаливания : систематичности, последовательности, постепенного увеличения силы раздражающего воздействия, активного режима, индивидуализации, разнообразия средств, форм и видов закаливания, сознательности и активности, контроля самочувствия, положительных эмоций, учета региональных климатических условий (А. П. Лаптев, 1983; В. А. Макаров, 1984; Ю. Н. Чусов, 1984). При выборе схемы закаливания необходимо учитывать исходное состояние ребенка на основе данных объективного осмотра, опроса родителей. Если ранее данному ребенку закаливание не проводилось, предпочтительнее начинать с минимального закаливающего воздействия (С. В. Матвеев, 1995). Поскольку все виды закаливающих процедур являются довольно сильным средством воздействия на детский организм, необходимо строго соблюдать принципы систематичности и постепенности, и если в силу каких-либо причин закаливающая процедура не проводилась более 10 дней, то при ее возобновлении необходимо вернуться к исходному уровню нагрузок (А. П. Лаптев, 1991). В структуре заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста, ведущее место занимают острые респираторно - вирусные инфекции (ОРВИ). Одной из причин высокой заболеваемости является низкий уровень физического воспитания и закаливания как основы неспецифической профилактики респираторных заболеваний (А. Н. Колгушкин, Л. И. Короткова, 1989). Нередко часто болеющие дети необоснованно освобождаются от участия в занятиях по физической культуре и закаливающих процедурах, что еще более усугубляет морфологические и функциональные различия с эпизодически болеющими детьми. Между тем, применение средств физического воспитания для данной категории детей имеет особое значение. Закаливающие процедуры таким детям назначаются врачом с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей реакции на холодовое воздействие (В. А. Макаров, 1994; С. В. Матвеев, 1995). Некоторые авторы указывают, что закаливание детей целесообразно начинать в теплое время года, когда теплая погода предохраняет еще неокрепший организм от охлаждения (Е. С. Черник, 1986; Ж. К. Холодов, 1990). Другие отмечают, что начинать закаливание можно в любое время года, но лишь тогда, когда ребенок здоров (В. А. Макаров, 1984). Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босохождение (Е. С. Черник, 1986). При этом имеет место, комбинированное воздействие на термо - и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны - подошвенной поверхности стоп (В. И. Теленчи, 1986). При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (но температурному и механическому раздражению) действуют на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему (Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, 1983). Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое (Ю. Н. Чусов, 1984). Некоторые авторы утверждают, что огромное значение имеет связь стопы с землей и распределение нормального электромагнитного заряда человеческого организма. Постоянная изолированность стоп обувью приводит к тому, что организм испытывает дефицит отрицательно заряженных частиц. Это вызывает изменение кислотно-щелочного равновесия и оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма. Босохождение нормализует общий заряд организма и устраняет дефицит свободных электронов (В. А. Иванченко, 1989; Г. П. Малахов, 1997). Кроме того, отмечается, что хождение босиком оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние человека (А. Н. Колгушкин, Л. И. Короткова, 1989). Одни авторы (Е. С. Черник, 1986) рекомендуют начинать хождение босиком по комнате сначала по 1 минуте, прибавляя через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Другие (Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин, 1987) предлагают начинать с хождения по комнате в носках (в течение двух недель, а затем - босыми ногами, утром и вечером по 5 минут, ежедневно удлиняя это время на 5 минут. Приблизительно через 1 месяц от начала хождения босиком по комнате можно выходить босиком на улицу (в летнее время года). Кроме приведенных выше, существуют следующие рекомендации по закаливанию хождением босиком, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, 1983) : - апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с, через две недели ходьба по ковру босиком (30-60 с); - май: ходьба босиком по полу (1,5-2 часа, кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут); - июнь – июль - август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (от 5-6 до 30-50 минут, кратковременная ходьба по кромке водоема и мокрому песку; бег босиком (1-5 минут); - сентябрь - март: постоянное хождение дома босиком. Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик следующих размеров: длина - 100 см, ширина - 60 см, высота - 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой, устанавливается в помещении с температурой воздуха 18-20° С, и используется по назначению (Г. П. Малахов, 1997). После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2-3-минутный массаж (разминание пальцев и подошв). С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия в процессе занятий по физической культуре, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна рекомендуется, чтобы дети занимались босиком, начиная уже с первой младшей группы, постепенно увеличивая время пребывания босиком от 2 до 20 минут (В. Н. Шебеко и др., 1996). Другие авторы также советуют проводить физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня сначала в носках, а потом босиком (Л. Веремкович и др., 1993). При этом температура воздуха в спортивном зале составляет 16-17°С (В. Н. Шебско и др., 1996). В том случае, если эту закаливающую процедуру начинают проводить в холодное время года, начальная температура воздуха должна быть выше на 2-4°С, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей (С. В. Матвеев, 1995). Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое использование так называемой солевой дорожки, представляющей собой коврик из грубой мешковины, на который нашиты пуговицы (для раздражения активных точек и зон стопы). Такая дорожка смачивается 10% раствором поваренной либо морской соли, и ребенок ходит по ней, а затем встает на сухой мягкий коврик или полотенце, постеленное на полу, и заканчивает процедуру растиранием стоп сухим полотенцем до покраснения (В. В. Горбунов, 1990). Начинать закаливание водой рекомендуют с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний. Одной из наиболее простых и мягко действующих водных закаливающих процедур, которую можно применять не только абсолютно здоровым, но и ослабленным детям, является обтирание стоп. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Иногда в воду, которой пользуются для обтирания, с целью усиления ответной реакции кожи добавляют поваренную соль (из расчета 1-2 чайные ложки на стакан воды). Обтирание начинают с температуры воды 32-33°С, постепенно снижая ее на 1°С каждые 2-3 дня, постепенно доводя до температуры 15-16°С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой (В. А. Макаров, 1984; Е. С. Черник, 1986). Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, должна быть не ниже 20°С. На начальном этапе закаливания, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4°С. Начальная и конечная температура воды в холодное время I ода также должны быть выше на 2-4°С (С. В. Матвеев, 1995). К обливаниям рекомендуют приступать после предварительной подготовки обтиранием в течение 3-4 недель. Обливания проводят из лейки, кувшина или ведра так, чтобы вода широким потоком стекала по телу. Обливание стоп у детей рекомендуют производить ежедневно перед сном в течение всего года, начиная с температуры воды 26-28°С и постепенно снижая ее на 1°С каждую неделю, доводя до 15°С. После обливания стопы тщательно растирают до покраснения и появления ощущения тепла (В. А. Макаров, 1984). Некоторые авторы указывают, что наиболее приемлемым при использовании закаливающих процедур местного воздействия является снижение температуры воды на 1°С каждые 2 - 3 дня (К. И. Белый, 1992). Учитывая большую неоднородность детского коллектива по уровню закаленности и состоянию здоровья, практически каждому ребенку необходимо подбирать закаливающий раздражитель определенной температуры. В связи с этим неизбежны затраты времени на регистрацию врачебных назначений, подготовку воды, учет отпускаемой процедуры. С этих позиций преимущество имеет контрастное обливание ног - стопы и нижней трети голени. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых - горячая вода с температурой 35°С, во втором - холодная с температурой на 3-5°С ниже. Сначала обливание проводят горячей водой, затем - холодной, после чего тщательно растирают нот до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2°С, постепенно доводя ее до 15°С, а температура горячей воды остается неизменной (В. И. Тсленчи, 1986). Затем можно приступать к приему ножных ванн. Ребенок погружает ноги в ведро или таз с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять "топтание" в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна (Ю. Н. Чусов, 1985). Другой эффективный способ закаливания ног - контрастные ножные ванны. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых горячая вода с температурой 35°С, во втором - холодная с температурой на 3-5°С ниже. Закаливающийся помещает ноги сначала в горячую воду на 1-2 минуты, затем - в холодную на 5-10 секунд, и повторяет процедуру в том же порядке от двух до трех раз, а затем тщательно растирает ноги до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2°С, постепенно доводя ее до 15°С. Температура горячей воды остается неизменной, также как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за одну процедуру. Контрастные ножные ванны рекомендуют проводить также незадолго до сна (Ю. Н. Чусов, 1985). Регулярное обмывание стоп прохладной водой с последующим их растиранием также способствует профилактике и коррекции плоскостопия (А. В. Чоговадзе, 1987). Между тем, оздоровительное влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги, независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком, или нет. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует приучить самостоятельно мыть ноги прохладной водой перед сном, соблюдая при этом основные гигиенические требования: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мочалкой и мылом, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать обувь так, чтобы не запачкать вымытых ног (Е. С. Черник, 1986). Хорошие результаты достигаются при использовании так называемого "рижского" метода закаливания, суть которого заключается в следующем: на дно таза насыпают мелкие камушки - гальку, и наполняют ею соленой водой (10-20 г соли па 1 л воды, так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети "гуляют" по этому мини-пляжу в течение 1-3 минут (в зависимости от желания ребенка, после чего ноги ополаскивают пресной водой и растирают до покраснения. Начальная температура воды составляет 36°С; каждые 2-3 дня ее снижают на 1°С и доводят до 22-24°С для детей 3-4 лет, до 20-22°С для детей 4-5 лет, до 18-20°С для детей 5-6 лет, до 16-18°С для детей 6-7 лет и до 14-16°С для детей 7-10 лет (В. В. Горбунов, 1990). Некоторые авторы рекомендуют перед использованием водных закаливающих процедур для стоп повысить температуру ног с помощью физических упражнений, а после принятия процедуры и последующего растирания ног снова выполнить упражнения (Д. Е. Хухлаева, 1984; Г. П. Малахов, 1997). Следует отметить, что традиционно считалось, что после принятия водных процедур необходимо произвести интенсивное растирание полотенцем до покраснения кожи и появления ощущения тепла. Но в ряде исследований последних лет было показано, что интенсивное растирание кожи после закаливающих процедур сокращает период холодового воздействия на организм и тем самым удлиняет процесс закаливания, в связи с чем, применение растирания оправдано на начальном этапе закаливания, при появлении первичного озноба, "гусиной кожи", а не при наличии устойчивости к холоду и возникновении вторичного озноба (В. А. Макаров, 1984). В этой связи и с учетом недостаточной эффективности закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры, в настоящее время предлагается новый метод закаливания стоп на основе использования кратковременного интенсивного воздействия холодом. В основе этого нового метода закаливания лежит следующий принцип: под действием кратковременного сильного раздражителя положительные физиологические изменения в организме происходят более благоприятно, чем при слабых и умеренных воздействиях (Н. Лебедева, 1993). Интенсивное закаливание стоп проводится следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) "топчутся" в тазу, в который наливается вода из-под крана (температура воды изменяется по сезонам года от 13-18°С в теплое время года и до 6-10°С в холодное время года); в целях обеззараживания воды в нее добавляют раствор марганцево-кислого калия до появления розовой окраски. Затем дети вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой, не делают этого. Противопоказаниями к применению этого способа закаливания стоп являются хронические заболевания почек, органов дыхания и носоглотки (Л. Веремкович и др., 1993). К экстремальной форме закаливания стоп относится такая процедура, как кратковременный выход на снег босиком. В настоящее время существуют противоположные мнения относительно возможности ее использования применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые авторы считают, что подобные закаливающие процедуры вызывают чрезвычайное напряжение всех физиологических систем организма и особенно механизма терморегуляции (поэтому их и называют экстремальными). Между тем, терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Многие стороны экстремального закаливания остаются малоизученными, поэтому последствия его непродуманного использования являются непредсказуемыми. Кроме того, реакция ребенка на воздействие холода является исключительно сложной и определяется большим числом факторов. В условиях чрезмерных закаливающих воздействий могут иметь место либо тенденции несбалансированного развития, либо явные его проявления. "И хотя в отдельных семьях накошен положительный опыт применения экстремальных форм закаливания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, однако, демонстрируя огромные возможности детского организма, эта практика не может распространяться на всех детей" (В. А. Макаров, 1984; В. П. Лраздников, 1988). По мнению других авторов, такая процедура, как кратковременный выход на снег босиком, может применяться в системе закаливания здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но лишь при соблюдении ряда условий: реализации основных принципов закаливания, предварительной подготовки ребенка к экстремальным закаливающим процедурам, отсутствии противопоказаний. Необходимо учитывать, что экстремальные закаливающие процедуры не рекомендуются детям, обладающим повышенной чувствительностью к холоду, а также страдающим различными хроническими заболеваниями. Кроме того, подобные виды закаливания должны проводиться очень осторожно и только под наблюдением врача, при наличии тщательного врачебного контроля (А. П. Колгушкин, Л. И. Короткова, 1989; А. П. Лаптев, 1991; В. Доскин, С. Фоменков, 1993; Ю. Н. Лебедев, 1996). Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что форсирование и увеличение холодовых нагрузок до предельных в отношении детей и подростков не является необходимостью. Любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался и ждал. Это и является сигналом правильности выбранной методики. Если ему не нравятся предлагаемые формы или виды закаливания, нельзя принуждать его, так как ребенок имеет право на выбор. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играет эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям. Благоприятная социально-психологическая атмосфера повышает эффективность закаливания (Т. Г. Глушанок, Л. Н. Волкова, 1994).