Галия Аманжулова
Загадочная посылка. Цель: Обобщить и закрепить представления детей о предметах русского быта, традициях.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• учить понимать смысл русских традиций;
• активизировать словарь детей новыми словами : «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др. ;
• обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта.
Публикация «Загадочная посылка, Цель: Обобщить и закрепить представления детей о предметах русского быта, традициях,» размещена в разделах
Развивающие:
• развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;
• развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
• развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к истории своего народа;
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;
• воспитывать аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• выставка детских работ;
• выставка работ мастера резьбы по дереву;
• слайды с изображением предметов быта;
• шаблоны туесов по количеству детей;
• трафареты с изображением элементов орнамента по количеству детей;
• сундук – загадка;
• предметы русского быта : деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;
• посылка;
• аудиозапись русских народных песен;
• палитра с различными красками по количеству детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
• рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;
• рассматривание экспонатов народного быта;
• чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;
• посещение местного краеведческого музея;
• знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;
• прослушивание грамзаписей русских народных хороводов;
• разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок и т. д. ;
• составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;
• художественно – творческая деятельность детей;
• проведение цикла занятий: «Как возникла Россия», «Культура и традиции русского народа», «История нашего городка», «Литературная викторина по русским народным сказкам».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
• М. Зацепина, Т. Антонова «Народные праздники в детском саду»
• М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба….»
• Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»
• С. Баруздин «Страна, где мы живем»
• Г. Федорова «На золотом крыльце сидели…»
Ход ЗАНЯТИЯ
(дети входят в зал, садятся на стульчики, раздается стук в дверь и вносится посылка)
Воспитатель: Ребята в наш детский сад пришла загадочная посылка, давайте прочитаем, что на ней написано? «Прибыла загадочная посылка тчк Адресата нет тчк Что делать? Помогите! Почтальон Печкин»
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что нужно помочь Почтальону Печкину, как вы думаете? (высказывания детей)
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы помочь Почтальону Печкину (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, а это не простая посылка, в ней сундук загадок (достаю сундук). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук загадок, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.
Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)
Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)
Воспитатель: Правильно, в нем спрятаны интересные загадки, и если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то сундук откроется, и мы узнаем, кому предназначалась эта посылка.
Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку :
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.
(слайд 1)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?
Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.
Воспитатель: Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)
(во время ответов идет демонстрация слайдов со 2 по 7)
Воспитатель: Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.
А сейчас послушайте следующую загадку :
«На пожаре был,
Домой пришел,
Все семью накормил» (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на вторую загадку.
(слайд 8)
Воспитатель: Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?
Ребенок 2-й: Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.
Воспитатель: Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы, например игрушки - свистульки.
(слайд 9)
Воспитатель: А сейчас следующая загадка :
«Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на третью загадку.
(слайд 10)
Воспитатель: Ребята, скажите, из чего плели лапти?
Ребенок 3-й: Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.
(слайд 11)
Воспитатель: И последняя загадка, она сказочная:
«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.
(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)
Воспитатель: Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?
Ребенок 4-й: Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы – бересту.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?
Ребенок 5-й: Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.
(слайды с 12 по 14)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, и попробуем открыть сундук - загадок. (высказывания детей)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в музей русского быта.
Ребята, а вы не забыли, что на посылке нет адреса, а без него отправить посылку невозможно. Давайте посмотрим внутри посылки….
(смотрим в посылке и находим листочек с адресом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это листок с адресом, по которому нужно доставить посылку просто он попал под сундук – загадок. Прочтем адрес?
(высказывания детей)
Воспитатель: п. Локомотивный, улица Школьная, дом 34. Вам знаком этот адрес? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно это адрес нашего детского сада. Ребята, а у нас в детском саду есть музей русского быта? (ответы детей)
Воспитатель: Да, в нашем детском саду такой музей есть, и мы с вами много раз в нем бывали: читали сказки, рисовали, я рассказывала вам о праздниках и знаменательных датах.
(слайды с 15 по 17)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)
Воспитатель: Да, конечно, мы можем не только хранить их у себя в музее, но и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея не только предметами из посылки, а также нашими творческими работами. Вы согласны, подарить музею свои работы? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем начнем работу, давайте, исполним хоровод.
(дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла»)
Воспитатель: (выставляю на доску образец расписной прялки) Издавна русские люди украшали свои жилища, одежду, предметы быта : сундуки, прялки, посуду…. невиданными цветами, ягодами. Узоры уральских мастеров всегда можно отличить их по их красочности и праздничности. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть, как украшена прялка. Посмотрите, и скажите, как расположен узор, какие элементы можно использовать при украшении. (ответы детей)
(практическая деятельность детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Почтальону Печкину узнать, кому адресована была посылка? (ответы детей)
Воспитатель: В заключение нашего занятия, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)
Воспитатель: Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.
(вручаем хлеб-соль)
Воспитатель: Спасибо вам всем за занятие. До свидания!