Татьяна Смурыгина
Загадки как средство воспитания и обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначальным средством обучения детей. они очень хорошо"входят" в период детства когда ребёнок познаёт окружающий мир, ищет ответ на бесконечное "почему", угадывает, сопоставляет. В это время фантазия направлена не на отвлеченные понятия, а на повседневные видимые предметы, явления, в которых столько таинственного и интересного. А в загадках - реальный мир понятный и близкий детям.
Публикация «Загадки как средство воспитания и обучения детей» размещена в разделах
Загадки можно использовать во всех видах детской деятельности. Дошкольники способны на основе нескольких признаков, указанных в загадке, представить себе предмет, если он знаком. Незнакомый предмет в загадке возбуждает детский интерес. Это даёт возможность использовать загадки для привлечения детей к объекту наблюдения, к беседе, для закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в мире связях между ними. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качественных признаков. они называют характерную особенность животного или объекта о котором загадывают : "Зимой и летом одним цветом" (Ель, сосна.) "Лапка мягонька, а коготок востёр" (Кошка.). В загадках описывается назначение предметов и производимые ими действия: "Кланяется,кланяется, придёт домой - растянется" и т. д.
Загадки привлекают и радуют поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный подбор слов, художественное описание доставляют эстетическое наслаждение.
Этот жанр фольклора используется в разных видах работы, поможет научить детей видеть в привычном прекрасное, почувствовать красоту окружающего мира, заменять неодушевлённый предмет - одушевлённым, показать предмет более возвышенным, красивым, ярким. Так, простая сосулька - белая морковка, а морковь - девица.
На основе загадок проводятся наблюдения детей над словесно-образным пересозданием привычно обыденных явлений и поэтические образы: берёзки - на полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках. Малышей увлекает образность и яркость языка.
Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детский ум.
С загадок можно начинать занятия. Например дети отгадывают, что они будут рисовать, лепить: "Стоит Антошка на одной ножке". (Гриб.) и т. д.
Загадки вносят определённую "живинку" в занятия, они заставляют увидеть необычное в примелькавшихся вещах, взглянуть на них по новому. Так- же эмоционально можно закончить занятия.
Отгадывание загадок - полезное упражнение для ума, приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к обобщению, анализу, формирует самостоятельно делать выводы. Кроме того, отгадывание загадок вызывает у детей много радости, удовольствия.
Загадка обладает многими качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. нужно только уметь видеть её мудрую глубину, эстетическую привлекательность, ценность этого фольклорного жанра.