Прокофьева Анна Алексеевна
Зачем нужна пальчиковая гимнастика?
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужна пальчиковая гимнастика?
Взаимосвязь руки и головного мозга человека была отмечена ещё до нашей эры. В восточной медицине отмечается, что игры с участием пальцев рук гармонизируют тело и разум, поддерживают мозговую деятельность, стимулируют её.
Пальчиковая гимнастика или «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Публикация «Зачем нужна пальчиковая гимнастика?» размещена в разделах
Пальчиковые игры способствуют развитию:
• Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.
• Внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться.
• Речи. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка.
• Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка.
• Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша.
Главное правило при использовании пальчиковой гимнастики подбирайте упражнения и игры по возрасту ребенка. Для малышей до 3 лет будет достаточно массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого потешками и стишками. В 3–4 года можно играть с двумя ручками, используя в ходе игры дополнительные предметы. С 5 лет нужно придумывать для детей более сложные упражнения и игры, активирующие их творческие способности.
Преимущества по сравнению с основными развивающими занятиями:
1. С дошкольниками могут заниматься даже очень занятые родители, так как это требует минимального количества времени.
2. Для занятий не нужно приобретать вспомогательные пособия, понадобятся только детские ручки и родительская фантазия.
3. Пальчиковая гимнастика подойдет даже для самых маленьких.
4. Такие занятия очень нравятся всем детям, от младенцев до восьмилеток.
Примеры игр:
Пальчики
У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
ВСТРЕЧА
На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь, друг к другу кончиками.
ДОМ
Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»).
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх)
.Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев).
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят. название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура Изображают пасть волка двумя руками.
Он сердит на нас – Беда! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Источники:
1. Емельянова, Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 18-22. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/ ( дата обращения: 26.04.2024).
2. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801
3. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007.-15-с.
4. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство ЭКСМО, 2009.