Любовь
Эвристические беседы с детьми 5–6 лет
Тема «Эти удивительные одуванчики»
Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний.
Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования.
Ход беседы
Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам:
— Как выглядят одуванчики? (Цветущие, с зонтиком семян и нераспустившимися бутонами.
Публикация «Эвристические беседы с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
— Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (На открытом месте больше света и теплее, поэтому они раньше появлялись весной напроталинках. За верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому одуванчики появились позднее, и только теперь образовались бутоны. А у забора одуванчики цветут, там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет, и от этого становится немножко теплее.)
— Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (На деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо освещаемых и прогреваемых местах, листья и цветы распускаются раньше. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляются раньше, чем в тени, и растут быстрее.)
Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям.
Тема «Мир вещей вокруг нас»
Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.
Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.
Ход беседы
Вопросы:
— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)
— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т. д.)
— Какими свойствами обладают различные материалы?
— Твёрдые или мягкие?
— Гладкие или шершавые?
— Тяжёлые или лёгкие?
— Прозрачные или нет?
— Притягиваются ли магнитом?
— Нагреваются ли в руках?
— Промокают ли в воде?
Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.
Тема «Особенности произрастания растений»
Цель: обучение поиску ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.
Материал: картинки с изображениями растений.
Ход беседы
Вопросы:
— Какую пользу приносят растения? (Выделяют кислород, который нужен для дыхания людям иживотным; поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные.)
— Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей длярастений.)
— Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.)
— Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.