Лариса Коротовская
Этическое воспитание детей среднего дошкольного возраста «Правила хорошего тона»
▼ Скачать + Заказать документы
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и поступки. С самого детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Темочки:
Правила хорошего тона — это набор норм и правил, которые регулируют поведение человека в разных социальных ситуациях: дома, в детском саду, школе, на работе, официальном мероприятии, в кругу семьи, друзей и т. д. Общепринятое название правил хорошего тона — этикет.
Благодаря знаниям правил этикета ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.
Целью работы в данном направлении является формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Знакомство с правилами поведения в детском саду позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков.
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т. е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
При работе с детьми родителям и педагогам следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста:
- Неустойчивость навыков и привычек;
- Неточность выполнения правил поведения;
- Недостаточная осознанность своих поступков;
- Подражательность.
Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и детский сад находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.
Работа по приобщению детей к правилам этикета должна проводится не от случая к случаю, а в определённой системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.
Планируя воспитательную работу в группе «Город Чудес», мной были поставлены следующие задачи:
- Изучить с детьми среднего дошкольного возраста основы этикета, как формы отношения к человеку;
- Развивать у детей среднего дошкольного возраста навыки культуры поведения в различных социальных ситуациях.
- Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к нему.
Правило очень простое, но, увы в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются.
Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым.
Для решения поставленных задач в своей работе с детьми я использую разнообразные методы и средства:
Игры: сюжетно-ролевые игры «Идем в гости», «В гостях у куклы Кати», «День Рождение», «Давайте познакомимся», «Путешествие на общественном транспорте» и т. д. ; дидактические игры «Найди отличие», «Собери картинку», лото, пазлы на данную тематику; речевые игры «Комплименты», «Продолжи предложение», «Вежливые слова», «Да или Нет», «Семья», «Назови ласково» и т. д. Именно в игре раскрываются понимание детьми тех или иных правил. Поведение детей в игре позволяют мне судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы, или незнакомы совсем.
Так же в работе с детьми ежедневно применяется этическая беседа, этические занятия: «Что такое этикет?», «Зачем говорить: «Здравствуйте»?», «Правила поведения за столом», «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила поведения в незнакомом месте», «Что можно, а что нельзя», «А что если не будет этикета», и т. д.
Обязательно чтение художественной литературы: рассказов, стихотворений, басен. Беру таких известных авторов как А. Барто, С. Маршак, Г. Остер, Н. Носов, С. Михалков и др. Воздействуя на чувства, рассказ или стихотворение помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
Совместно с детьми разглядываем картинки, плакаты, устраиваем мультитеатр, во время которого смотрим мультфильмы на тему этикета.
Воспитатели для ребёнка - первые люди после родителей, обучающие его правилам жизни в обществе, расширяющие его кругозор, формирующие его взаимодействие в человеческом социуме. На нас лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. К. Д. Ушинский отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений». Это значит, что педагог сам должен обладать и применять в жизни этические правила и, на своем примере, обучать детей.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы: родительские собрания; консультации; проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, совместно организованные с родителями праздники; анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания; использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ; помощь родителей (участие в подготовке праздников, ремонт в группе, украшение групповой площадки).
Закончить свое выступление я хочу словами советского педагога, писателя Василия Сухомлинского «…Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…».