Потёмкина Оксана Николаевна
«Эти разные марши». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Эти разные марши.
Тип занятия: Усвоения новых знаний.
Форма занятия: Путешествие.
Цель: Познакомить с жанром - марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через образовательную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал занятия (маршевую музыку).
2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
Публикация «„Эти разные марши“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.
Музыкальный материал:
1. С. Чернецкий «Встречный марш» - вход, слушание.
2. Марш «Триумфальной победы» - слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.
3. М. Блантер «Марш футболистов» - слушание, ритмические упражнения под музыку.
4. Марш из балета «Щелкунчик» Чайковский (фрагмент).
5. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К. Орфа).
Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видео.
Ход занятия.
Слайд №1.
Звучит музыка С. Чернецкий «Встречный марш». Дети входят в зал, становятся в круг.
Музыкальное приветствие. Пальчиковая речевая игра.
Я здороваюсь везде. Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. Показывает «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое! Показывает «солнце».
Здравствуй, небо голубое! Показывает «небо».
Здравствуй, маленький дубок! Показывает «дубок».
Здравствуй, вольный ветерок! Показывает «ветерок».
Здравствуй, утро! Жест вправо.
Здравствуй, день! Жест влево.
Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.
Не лень! Разводит руки в стороны.
Под музыку С. Чернецкий «Встречный марш» дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Под какую музыку, вы вошли в зал?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Что можно делать под эту музыку?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Удобно маршировать под эту музыку?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с жанром - марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.
Слайд №2.
Музыкальный руководитель: А может кто-то из вас знает, что такое марш?
Ответы детей.
Слайд №3.
Музыкальный руководитель: Человек живёт, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм.
Слайд №4.
I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .
Музыкальный руководитель: Ритм марша всегда очень чёткий. Сильная доля называется «ударная». Марш всегда исполняется под счет: «раз-два». Причём «раз» - ударная доля, а «два» - тихая. На свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, весёлых и печальных.
Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка. А мы с вами посмотрим шоу барабанщиков.
Дети смотрят видео «Барабанщики» - институт военных дирижёров.
Музыкальный руководитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?
Дети: Под эту музыку можно маршировать.
Слайд №5.
Музыкальный руководитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в зал, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей. Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется «Встречный».
Слайд №6.
Музыкальный руководитель: Он открыл наше путешествие. Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет чёткий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.
Слайд №7.
Звучит Марш «Триумф победителей» Дети встают и выполняют движения, которые показывает музыкальный руководитель под музыку. Отмечают ритм.
Музыкальный руководитель:Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его чёткую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
Слайд №8.
Музыкальный руководитель:
В спортивной жизни всё в движенье. Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье. Ведь в нём есть дух соревнованья.
О каком марше идёт речь?
Дети: Это марш спортивный.
Музыкальный руководитель: Верно.
Победы без него не будет. Спортивный марш так любят люди! В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!
Звучит «Марш футболистов». Слушают.
Музыкальный руководитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.
Слайд №9.
Ответы детей.
Слайд №10.
Музыкальный руководитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, всё стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. А мы с вами посмотрим фрагмент оперы «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Просмотр видео «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Дети: Легкий, звонкий, весёлый, забавный.
Музыкальный руководитель: Звуки игрушечного марша ещё легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, чётко, как настоящие. А теперь сыграем «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского Мальчики на барабанчиках и бубнах, девочки - на колокольчиках. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками, играем все вместе.
Слайд №11.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» дети играют на шумовых инструментах. Под музыку дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.
- Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
Ответы детей.
- С какими маршами мы познакомились?
Ответы детей.
Итог занятия.
Музыкальный руководитель задаёт вопросы, отмечает активность ребят на занятии, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с музыкальным руководителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут чётко маршировать, то никто не собьётся в строю.
Музыкальный руководитель: А я с вами прощаюсь, до новых встреч!
Слайд №12.
Под музыку «Марш весёлых ребят» дети уходят в группу.