Седова Светлана Владимировна
Эссе «Воспитатель — ключевая фигура в воспитании патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях патриотическое воспитание начинается с дошкольного возраста, когда ребенок уже в состоянии определить себя как представителя той или иной национальности и жителя России, при этом каждый ребенок должен уважать и знать традиции и культуру не только своей страны и народа, но и других стран и национальностей.
В настоящее время идея воспитания патриотизма, приобрела большое значение и является частью социально-нравственного воспитания. Особое место уделяется воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, так как дошкольный возраст – это период становления личности, данный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Проблема воспитания патриотизма не простая, и пытаясь найти пути ее решения, сначала нужно определить, что такое патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие воспитателя и ребенка (воспитанника, которое направленно на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического воспитания. Данное определение было сформулировано Н. В. Ипполитовой.
Особая роль в воспитании патриотизма у дошкольников отводится воспитателю. Л. С. Выгодский утверждал, что «нравственные чувства, к которым относится патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания, их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок».
В педагогической работе с детьми дошкольного возраста воспитатель, по каждому направлению использует определенные методы и средства.
Основой воспитания патриотизма у дошкольников является - любовь к родной природе и малой Родине. Любовь к природе будет формировать и крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в данном направлении с младшей группы, для этого можно организовывать с детьми экскурсии, прогулки. Использование произведений художественной литературы и искусства, делая акцент на красоте и разнообразие природы. Рассматривая иллюстрации попросить детей определить, какие цветы растут на просторах российских лугов, какие птицы и животные обитают в наших лесах и многое другое.
Также изобразительная деятельность способствует формированию любви к природе родной страны. Дети рисуют летний пейзаж, зимний лес, березу и т. д.
Для того чтобы воспитать у дошкольников стремление своим трудом уберечь природу, воспитателю нужно организовывать такие мероприятия как кормление птиц, уход за комнатными растениями, создание скворечников, для дошколят это огромная радость.
Для того, чтобы у детей проявилось уважение к героизму, мужеству людей которые сражались, отдавали жизни и на сей день продолжают сражаться и защищать Родину, необходимо познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны, знакомить с историей Специальной Военной Операции, познакомить детей с памятниками, куда дети могут возложить цветы.
Необходимо знакомить детей с городами героями, со столицей нашей Родины, гимном, флагом и гербом РФ.
В нашей дошкольной группе проводится следующая работа, в рамках патриотического воспитания:
- обустройство патриотического уголка;
- проведение празднования государственных праздников: «День России», «День защитника Отечества», «День Государственного флага РФ», «День Народного Единства», «День победы»;
- проведение тематических утренников и мероприятий: «День матери», «Новый год», «Синичкин день», «Эколята – защитники природы», «День правовой помощи детям» и т. д;
- участие в конкурсах.
Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников могут быть разнообразными: словесными, наглядными, игровыми и практическими. Следует учитывать, что патриотическое воспитание не должно являться механическим процессом и принимающее в этом участие люди, должны быть патриотами своей страны.