Наталья Святненко
Эссе (Взгляды на свою профессию)
▼ Скачать + Заказать документы
Автобиография.
Когда я была маленькая и ходила в детский сад, то с восторгом смотрела на свою маму, которая была моим воспитателем. Именно она стала примером, образцом для подражания и помогла определить мне мой дальнейший путь. Когда я училась в школе, мама закончила институт и стала работать логопедом. Тогда эта специальность только развивалась и «притягивала» к себе своей необычностью. С пятого класса я ходила к малышам в начальную школу. С ними играла, проводила конкурсы, помогала учительнице. После окончания школы я год проработала старшей пионерской вожатой в школе. Это был очень интересный и насыщенный год. Мною были охвачены ребятишки всей начальной школы. Жизнь «бурлила»: Смотры-конкурсы, посвящение в октябрята, в пионеры. Проводились линейки. Навещали ветеранов… Собирали макулатуру и металлолом. Год пролетел как один день…
Публикация «Эссе (Взгляды на свою профессию)» размещена в разделах
В 1989 году я перевелась во Фрязинский специализированный дом ребенка и поступила в институт. Я училась и одновременно работала дневным воспитателем. В процессе обучения и работы я всё больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор.
Прошло уже 27 лет… и я до сих пор горжусь своим выбором!
И вот теперь хочу поделиться спецификой своей работы.
На свет только что родился человечек, а от него уже отказалась мама. Самое родное существо лишило его всеобъемлющей любви. И вот он у нас…. в доме ребенка.
Жизнь только зародилась, а маленькие ручки уже тянутся ко мне, просят о помощи, ждут тепла и ласки, любви, поддержки, успокоения и защиты. В них столько хрупкости и столько доверия…
Я ЛОГОПЕД – ДЕФЕКТОЛОГ.
Моя специальность родилась на стыке медицины и педагогики. Её возникновение связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации – достижение совсем недавнего прошлого…
Моя работа позволяет ребенку с отклонениями в психофизическом и речевом развитии жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям. Обладая специальными знаниями, я помогаю воспитателям и родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.
Моя работа с детьми, имеющими отклонения - актуальна и востребована. Сфера деятельности широка – это школы-интернаты, специальные коррекционные дошкольные учреждения и школы, реабилитационные центры. Ведь работая с такими детишками очень важно уметь грамотно продиагностировать их способности, их уровень развития.
РИСКИ ПРОФЕССИИ.
Необходимыми качествами дефектолога являются эмпатия, умение в ребенке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Работа с такими детьми часто сопряжена с большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой.
Я регулярно знакомлюсь с новейшими открытиями в сфере своей деятельности. Прохожу обучение на курсах повышения квалификации, мастер – классы и семинары. Они дают мне возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.
Логопед-дефектолог не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Социализация, умение общаться, вселяют в ребенка уверенность в собственных силах, способствуют развитию его познавательных способностей. Что позволяет менять его взгляды на мир, отношение с окружающими. Малыш становится более открытым, контактным.
Строю свою работу по общим дидактическим принципам и принципам коррекционного обучения.
МОЯ ЦЕЛЬ
– обеспечить каждому ребенку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний.
В занятиях предусматриваю пошаговое обучение ребенка.
Для реализации этой цели использую следующие задачи:
• Организация полноценного и удовлетворяющего детей общения
• Компенсация у детей трудностей развития, вызванных отсутствием семьи.
• Осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержек в психическом развитии и помещенным в одну группу.
• Обеспечения условий для накопления речевого опыта каждым ребенком.
• Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей.
• Формирования осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.
• Осуществление действенной преемственности в работе дефектолога, психолога и воспитателя при проведении индивидуальной работы с детьми.
В основе моей работы лежат следующие принципы:
• Постепенное усложнение программного материала.
• Индивидуально- дифференцированный подход.
• Развивающая деятельность
• Связь диагностики и коррекции развития.
• Доступность и
• Повторяемость программного материала.
Дефектолог самостоятельно планирует содержание коррекционно-логопедической работы в зависимости от уровня развития речи каждого ребенка и структуры речевого дефекта.
Структурно индивидуальное занятие учителя – дефектолога может состоять из нескольких сменяющихся частей.
Обязательными условиями проведения занятия являются следующие:
• Начинаться занятие должно с установления эмоционального контакта с ребенком.
• Работу по развитию движений рук и действий с предметами предваряют приемы массажа и лечебной физкультуры.
• Упражнения дыхательной гимнастики чередуются с другими играми и упражнениями.
• Массаж мимической и жевательной мускулатуры (если необходим) проводится перед упражнениями артикуляционной гимнастики и играми по стимулированию звуковой активности.
Успех в работе зависит также от соблюдения общепедагогических заповедей:
• Во время выполнения поэтапной деятельности побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность.
• В течение каждого занятия сохранять доброжелательный тон.
• В полной мере использовать режимные моменты (на прогулке, во время одевания, во время самостоятельной деятельности ребенка и т. д.)для проведения отдельных частей занятия.
• Обязательно положительно оценивать успехи ребенка.
• Не раздражаться и не торопить ребенка, если он овладевает мыслительными навыками медленно, помнить, что ребенку с трудностями в развитии необходимо увидеть действие многократно, чтобы научиться подражать ему.
• Научиться видеть маленькие успехи, которые делает ребенок и радоваться, играя вместе.
• Вызывая у ребенка потребность в деловом общении, учить его обращаться с просьбой к взрослому.
При проведении каждого задания придерживаться следующей последовательности:
• Выявить, может ли ребенок самостоятельно справиться с заданием.
• Направить его усилия на самостоятельный поиск.
• Дать свой образец.
• Добиваться конечного результата.
Конкретные игры и дидактические ситуации, сначала очень простые, соответствующие возможностям детей, постепенно усложняются, усложняется речевой материал, который ребенок должен использовать на индивидуальных занятиях. После установления эмоционального, направленного на сотрудничество контакта со взрослым, каждый ребенок начинает осваивать способы усвоения общественного опыта и переходить к новой форме общения. У детей появляется речевая смелость, активность в общении, интерес и внимание к взрослому, реакция на отношение к нему взрослого, инициативные действия, направленные на то, чтобы проявить себя, показать взрослому свои умения и способности.
Система «индивидуальных коррекционных занятий» вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонении в развитии детей, наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимися о нем взрослыми.