Олеся Николаевна
Влияние преемственности дошкольного и начального этапа школьного образование на всестороннее развитие личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Одной из основных задач современного дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребёнка, его подготовка к успешному усвоению программы начального этапа школьного образования.
Публикация «Влияние преемственности дошкольного и начального этапа школьного образование на всестороннее развитие личности ребёнка» размещена в разделах
Данная задача является комплексной, довольно сложной для выполнения. Успех её реализации на практике зависит от множества условий, основным из которых является организация преемственного образовательно-воспитательного процесса в системе «Детский сад – начальная школа».
Главный вопрос в этой теме: «Как грамотно организовать преемственность дошкольного и начального школьного образования, какие компоненты обязательно должны присутствовать на этих этапах?»
Начальная школа и детский сад – это два смежных звена в системе образования. Результативность школьного обучения во многом зависит от того, на каком уровне находятся знания, умения и навыки ребёнка при поступлении в начальную школу, насколько ребёнок стремиться проявлять познавательную активность, самостоятельно получать новые знания. Здесь весомую роль играет общая готовность к школе, с учётом нравственно-волевой, специальной, психологической, интеллектуальной и физической готовности.
Неготовность воспитанника к школьному этапу в образовании влечёт за собой негативные последствия. Ребёнок испытывает стресс из-за того, что попадает в новое социальное окружение, в новую среду, живёт в условиях нового, специфического режима. Чтобы свести этот стресс к минимуму или вовсе исключить, во избежание проблем с усвоением образовательной программы, необходимо грамотно организовать преемственность дошкольного и начального школьного образования, включить в него ряд обязательных для обоих этапов компонентов.
Огромную роль в адаптированном переходе от одного ведущего вида детской деятельности к другому, от игры к обучению играет сохранение элементов дошкольной дидактики в первых классах начальной школы. Педагогам начальной школы необходимо знать, что самым эффективным методом усвоения новых знаний для детей в начальной школе достаточно долгое время ещё остаётся игра. Ребёнок, только начавший свой путь в школе, не готов сразу переключиться на учебную деятельность. Такой переход должен быть плавным, почти незаметным для самого школьника. Обретая всё новые знания, умения и навыки по усвоению новой информации, ребёнок постепенно будет отказываться от игры в пользу других видов деятельности.
В условиях школы необходимо продолжать непрерывную работу по всестороннему развитию детей. Социальный запрос от общества к выпускнику школы остаётся по-прежнему высоким. Человек, закончивший школу, должен иметь достаточно глубокие знания во всех сферах, владеть креативным мышлением, быть самостоятельным и инициативным и т. д. Здесь основная парадигма должна перейти от дошкольного к школьному этапу образования, сохраняя все принципы, обогащая детей всё новыми и глубокими знаниями.
Воспитателям на базах современных ДОУ нужно уделить особое внимание и достаточное количество времени для подробного изучения системы
требований, предъявляемых школой к выпускнику детского сада. Это необходимо для создания ориентиров при подготовке детей к начальной школе.
Зная, какие требования будут предъявляться к воспитаннику для качественного освоения программы начального этапа школьного обучения, педагог может тщательно продумать и организовать подготовительный процесс, затронув все уровни готовности ребёнка. В этом случае эффективность работы с детьми в подготовительной к школе группе повышается в разы. Дети знакомы с запросами, заданиями, требованиями, предвосхищают их и с лёгкостью справляются с их выполнением в условиях школы с учётом тренировки и активной подготовки в детском саду.
Безусловно, важным пунктом при подготовке детей к школе остаётся формирование предпосылок учебной деятельности. Довольно большой процент детей, приступающих к обучению в начальной школе, владеют навыками чтения, счёта, умеют решать простейшие задачи, владеют обширными знаниями об окружающем мире. Но, несмотря на все эти способности, многие дети испытывают затруднения в процессе школьного обучения. Зачастую они невнимательны на уроке, не следят за ходом мысли учителя и не выполняют его задания, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или пониженный интерес к учебной деятельности. Складывается такая ситуация: первоклассники имеют большой потенциал, запас знаний и умений, но не готовы к учебной деятельности. Педагогический опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к ней без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Конечно, благоприятно влияют на готовность детей партнёрские отношения между детским садом и школой. Если дети заранее знакомятся с будущими учителями, ходят в школу на экскурсии, посещают праздники, например, «День знаний», то адаптация к школе проходит легче, у детей появляются примерные представления о том, какой интересной и увлекательной будет их школьная жизнь. Как результат, повышается мотивация к обучению.
Одним из важных компонентов является проведение диагностик готовности детей к школьному обучению. Они позволяют значимым взрослым в жизни ребёнка понять, в верном ли направлении осуществляется подготовка детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Её главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что грамотная организация преемственности дошкольного и начального школьного образования – это комплексная работа, которую необходимо проводить сообща, объединяя ресурсы как воспитателей ДОУ, так и учителей начальной школы. Готовность ребёнка к получению новых знаний в школьных стенах – это большой вклад в его будущие успехи и достижения.