Горбикова Светлана Борисовна
Эссе учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.»
А. Апшерони (известный общественный деятель)
Не удивляйтесь, что своё эссе я посчитала нужным начать со слов Али Апшерони. Именно это высказывание мне ближе и понятнее. Как себя помню, всегда хотела быть врачом. Я представляла себя в белом халате, со шприцом в руках. Потом, как любая девочка-подросток мечтала стать певицей или артисткой. Но все изменилось. Я с упоением окунулась в мир книг, с интересом читала всё: классику, фантастику и даже запрещённого тогда Булгакова. И это заслуга молодой учительницы литературы и русского языка Мололкиной Валентины Андреевны, которую направили в нашу сельскую школу после окончания института. Она была не только молода и энергична, но и очень красива. Вот тогда я поняла - буду учителем! Эти строки я написала в юбилей моей любимой учительницы.
Учителю
(посвящается Мололкиной В. А.)
Хотела много добрых слов сказать,
Но лучше в стихотворной форме написать.
Вы добрый, милый мой учитель.
Всегда готовы прийти на помощь мне.
Вы показали столько мне открытий
В литературе, в жизни, на Земле.
А главное открыли путь мой к слову
К такому русскому, красивому, родному.
В стихах мне легче мысли изъяснять
Вот только грамотно, как Вы не научилась я писать.
Поверьте, вспоминаю часто
Уроки и душевные беседы.
И думаю, со мною Вы согласны,
Что не прошли они напрасно.
Могу сегодня смело я признаться:
«Люблю свой дом, работу, да и просто жить!»
И это всё без Вашего участья
Судьба могла совсем и по-другому разложить.
Не опускайте руки никогда!
Да, что я говорю, ведь это ерунда.
Не помню Вас я пессимистом,
А только, лишь борцом и оптимистом.
И получилось вот такое поздравленье.
Скорее уж напутствие для Вас.
Не обижайтесь на мои нравоученья,
Позвольте поучить и мне сейчас.
Вспоминая свои школьные годы, в голове вырисовываются счастливые дни детства. Весеннее солнце освещает школьные коридоры с резвыми учениками. Учитель украдкой наблюдает за ними из класса. И вот — звонок на урок! И вся ребятня с визгом разбегаются по своим кабинетам. Но были и трудные времена. Что там скрывать, не все учителя относились к нам, ученикам, с пониманием. Я всегда была бунтаркой и тоталитарные методы воспитания принимала в штыки. Конечно, это доставляло неприятности мне и родителям, но это был первый урок моей будущей жизни. Вот тогда я решила - буду детям другом!
Чтож, выбор сделан, я студентка Волгодонского педучилища! Честно скажу училась не в полную силу. Пожалела об этом не раз! В будущем пришлось навёрстывать упущенное. И впереди меня ожидало ещё одно испытание.
Маленькое село. Новое двухэтажное здание средней школы. Еще не скрипит пол, свежа краска на стенах, ровная штукатурка и белоснежные двери в классы. Дверь открывается, и двадцать пар пытливых глаз внимательно всматриваются в лицо новому учителю: что за человек? Сможет ли он ответить на все каверзные вопросы? Выдержит ли напор нашего интеллекта? А интеллект, поверьте мне на слово, был. Да еще какой! Счастлив тот учитель, который в начале своего педагогического пути получил вот такой класс в подарок! Знакомлюсь. Оказывается, мое имя знают. Представляются сами: Ирина, Владик, Таня… И вот нетрадиционное — Замира! Интересно, что будет дальше? Страшно! Нет было не страшно, а удивительно. Вы скажете: "Что удивительного!" Отвечу: "Это учебное заведение моё, родное". Да, я работала в своей родной школе, где учителя, которые в своё время учили меня, научали и воспитывали. Вот он второй мой жизненный урок уже в педагогической деятельности. Трудности нас закаляют. Согласна. А ещё мы совершенствуемся, учась на ошибках - своих и чужих.
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Эти слова принадлежат выдающемуся английскому писателю XIX века Чарльзу Диккенсу. А что значит усовершенствоваться? Согласно толкованию С. И. Ожегова, это означает становиться лучше, повышать свои знания, улучшать свои навыки, мастерство в чем-либо, идти вперед».
Учусь я и сейчас. У известных педагогов, коллег, а ещё у своих малышей-учеников. Не удивляйтесь! Это так. Они обучают меня работать с новинками информационного оборудования. Чего уж таить в этом они продвинутее меня. Есть даже жизненные ситуации, в которых дети дают мне советы. Их только нужно уметь услышать.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть.
" Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье!"
А. С. Пушкин
Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только лишь современными методиками, новыми технологиями. Нужен еще и нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. И поэтому я воспитываю в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине, ведь эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Делаю это постоянно: в совместной деятельности, в общении с детьми, при подготовке школьных и классных мероприятиях, и конечно, на уроке.
Каждый свой урок стараюсь представить маленькой пьесой, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, чудо свершилось. Мне хочется верить, что я, как учитель, состоялась.
Свою педагогическую деятельность хочу сравнить с плодовым деревом. Представляется картина. Большое раскидистое дерево на солнечной, зелёной поляне. Тёплый ветерок обдувает спелые, сочные плоды. Одни опадают ещё до созревания, в других заводится маленький, но прожорливый червяк, а третьи набирают силу и могут оказаться в хрустальной вазе на красивом дубовом столе. Только моё дерево не обычное, оно плодоносит каждые четыре года. Это немного философии. Думаю, более понятно я изложила свои мысли в стихотворных строчках.
Земля полна количеством людей
С судьбою непохожей всяких, разных.
Мозги людей всегда полны идей,
Дел благородных и поступков грязных.
Себя высоко ценит человек.
Природе ни за что не уступает.
За свой короткий и немалый век
И совершить, и согрешить он успевает.
Но человечеству не я, а Бог судья,
Я лишь слагая, обнажаю душу.
У каждого ведь исповедь своя,
Я тайну покаяния нарушу.
Каждый день я подхожу к школе и чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на встречу с каждым ребенком. Всегда с легким волнением открываю дверь родной школы, быстро прохожу в класс, ведь сейчас появятся мои ученики. Включила улыбку и окунаюсь в трудовые будни.
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.»
Де Ниро Р.
Рано или поздно каждый учитель начинает оценивать себя в профессии, размышляет о своей работе, успехах и неудачах, взлетах и падениях. Нет возрастных границ у таких размышлений: оценка и понимание себя как профессионала свойственна как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. Закончить хочу своим стихом. оно так и называется:
Мои размышления…
Как странно, жизнь проходит незаметно.
15, 20, 30 и вот уж 45.
Летят года и, несомненно,
Вернуться хочется назад.
И кажется, совсем ещё вчера
Девчонкой в белом фартуке, с бантами,
С весёлыми и ясными глазами
Летела в школу как стрела.
А класс за классом пролетали.
Хотелось взрослой стать скорей
Родители меня не узнавали,
Не узнавали дочери своей.
Как им узнать? Я выпускница -
В красивом платье, шитом на заказ.
Высокая причёска, нежный макияж
Впервые – на высоких каблуках
Боялась, чтобы со сцены не упасть.
И вот студентка я!
Любой поэт сказал бы: «Чудное мгновенье!»
И первая любовь и первые ошибки,
И поняла тогда, что у судьбы дорожки очень зыбки.
Дорога всё же выбрана мной верно.
Иду по ней уверенно и смело.
Всё так же в школу я лечу стрелой,
Уж не девчонка, да и взгляд иной.
Да, в этой жизни мы на время, в гости.
И хочется, когда пройдёт мой срок,
Когда закончится мой жизненный урок.
Ко мне, чтоб люди не питали злости.
Пусть будет так!
Ну, а пока живу я,
Дождусь, когда господь подаст мне знак
И проведу достойно своё время.