Елена Пелагеина
Эссе «Воспитатель — ключевая фигура в воспитании патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия….» В. А. Сухомлинский
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Судьба России в руках учителя. Эти слова кажутся пафосными только на первый взгляд. Профессия педагога даёт возможность менять мир к лучшему. Я не случайно выбрала профессию воспитателя детского сада, потому что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Я хочу, чтобы мир стал добрее, милосерднее, хочу научить детей любить своих родителей, быть толерантными к другим людям, любить свою Родину. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.
Дети — это наше будущее, и все, что мы закладываем в ребенка с раннего детства, зависит, каким он вырастит человеком. Самое главное — нужно дарить тепло своего сердце каждому ребенку без исключения. И каждому нужно дать столько любви и тепла, чтобы он мог в дальнейшем научиться любить мир, людей, страну, родину, в которой он живет. Современный воспитатель должен уметь владеть современными технологиями и применять их в образовательной и воспитательной работе, идти в ногу со временем. Наш век является веком компьютерных технологий. Дети с самого рождения сталкиваются с компьютерами, телевидением, сотовыми телефонами, планшетами и т. д. Несомненно, они становятся любознательными и эрудированными не по годам. Но существует и другая сторона медали: экран становится главным воспитателем ребенка. Мамины сказки и колыбельные заменяются просмотром мультфильмов и прослушиванием аудиозаписей, а настольные игры – играми онлайн на компьютере. И везде ребенок выступает в роли слушателя, забывая о том, что полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: человек-паук, черепашки ниндзя и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Я считаю, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому я и выбрала это направление, где разработка подходов к организации патриотического воспитания является актуальной задачей. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой народ, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, природу, свой город? Что я сделала сама для своей Родины? Я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к семье, своему народу, к своей Родине, если сама не проникнусь этим чувством, всеми яркими переживаниями и впечатлениями. Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины, через ознакомление с семьей, родным краем и его историей. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Начиная работу по патриотическому воспитанию, я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Главной моей задачей было, сохранить и приумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков. Одной из важных задач по нравственно — патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй; организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции; развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с традициями и обычаями семьи. В работе с семьей я использую консультации, беседы, мы проводим совместные акции и совместные праздники. Так, например, в детском саду проходят праздники: «День матери», «День пожилых людей: бабушек и дедушек». Одним из направлений воспитания патриотических чувств: Волонтерство - это прежде всего инициатива, у детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. В группе создан уголок, книга «Наши добрые дела и поступки», знакомлю детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа. Были проведены мероприятия: дни воинской славы, посвящённые Великой Отечественной войне, встрече с участником СВО; игра «Зарница». Пропаганда здорового образа жизни: «Акция 10000 шагов к жизни», всероссийская акция «Будь здоров». В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Интернет - вошёл в каждую семью, занял определённое место в организации свободного от профессиональной деятельности времени каждого современного человека. Важно донести до каждого родителя «воспитывает ребёнка не количество проведённого с ним времени, а качество». Возникла необходимость дать родителям рекомендации по использованию интернета для создания единого образовательного пространства детский сад - семья в целях патриотического воспитания, где включены разнообразные формы патриотического воспитания дошкольников, которые реально можно использовать в семейном воспитании, в образовательном процессе ДОУ. Например, рассказывая о своем селе, дети узнают, что наши земляки воевали в Великой Отечественной войне, в Афганской войне (1979-1989) их имена высечены на камне у памятника «Неизвестному солдату». Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу вольно и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье и расширение кругозора ребёнка. Погружение в ту или иную тему находит отражение в творческой деятельности родителей и детей, так был создан вернисаж детско-родительских рисунков. Совместными усилиями детский сад-семья мы воспитываем у детей уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, формируем ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; милосердие, честь, достоинство. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Таким образом: решающее значение для патриотического воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей, а эффективность патриотического воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред»