Виктория Лебедева
Консультация «Что включает понятие «ребёнок с нормой речевого развития» и что такое ЗРР?»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Эссе-статья на тему: «Что включает понятие "ребёнок с нормой речевого развития" и что такое ЗРР?»
Воспитатель группы детей с ЗПР
Лебедева Виктория Сергеевна
г. Санкт-Петербург
2024 г.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из года в год на свет появляется всё больше детей с различными нарушениями речи. И это такой дефект, который заметен сразу – как только ребёнок вступает с кем-то в диалог. Но откуда мы знаем, что можно считать нормой, а что нарушением? Что же включает в себя понятие «ребёнок с нормальным развитием речи» и как выявить задержку речевого развития? Ведь ответы на эти вопросы важны для понимания методов, приёмов и форм обучения и воспитания детей. Многие педагоги дошкольного образования не осознают важность различия понятий «ребёнок с нормой речевого развития» и «ребёнок с задержкой речевого развития» и это является актуальной проблемой в современном мире.
Несложно догадаться, что «нормальное развитие речи» и «норма речевого развития» – это синонимические фразы, которые чаще всего употребляются логопедами, дефектологами или какими-либо другими специалистами для обозначения ненарушенной речи у детей. Нормой можно считать те характеристики в развитии, которые проявляются у большинства наблюдаемых детей в определённый момент времени. Учёные ведь так и выявляли норму: наблюдали, проводили исследования с энным количеством детей, сравнивали и, отыскав одинаковые характеристики в развитии, которые зафиксированы у большинства детей, называли «нормой». В целом, «норма» – довольно сложное, относительное, не имеющее постоянных границ понятие в педагогике и психологии, а если оно касается речи, то, по моему мнению, это самый индивидуальный феномен в развитии личности, который требует наиболее внимательного, подробного изучения, особенно в раннем возрасте. Почему? Потому что именно в первые три года жизни и закладываются основные базисные компоненты речевого развития.
Г. В. Чиркина в одной из своих статей утверждала: «Решить однозначно вопрос, является ли отсутствие нормативных для данного возраста языковых единиц показателем речевой патологии в форме общего недоразвития речи или темповым отставанием, в младшем дошкольном возрасте достаточно трудно. Необходимо динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности, и не только в процессе неоднократного обследования, но и акцентуация логопеда на положительных изменениях под влиянием коррекционной работы, которое возможно осуществить в условиях ясли/сада.». А с другой стороны, нужно понимать: до того, как ребёнок попал в условия образовательно учреждения – мама влияет на развитие ребёнка, в том числе и речевое, а также именно она может диагностировать и контролировать процессы формирования и дальнейшего постепенного совершенствования всех процессов малыша.
Начинать изучать речевое развитие можно с самых первых вокализаций. Как говорил Выготский Л. С. «. форма выразительных голосовых реакций, несомненно, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи». Всем известно, что, рождаясь, ребёнок подаёт первые звуки голоса – крик. Это голосообразование можно считать началом нормального развития речи, если, конечно, первый крик является звонким, продолжительным, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. Именно такой характер крика считается нормой в развитии. Крик и плач новорождённого ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата, что необходимо для нормального развития речи на последующих этапах. В 2–3 месяца появляется гуление – певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а], [у], [ы], часто в сочетании с согласно-подобными [г], [м]. Затем при нормальном развитии в 6–7 месяцев оно переходит в лепет. В норме эти явления входят в доречевой этап развития речи.
Потребность у ребёнка в общении со взрослым с помощью своих голосообразований возникает уже в первые два месяца жизни на основе первичных жизненных нужд. Малыш понимает, что с помощью тех звуков, которые он издаёт, можно позвать маму и «намекнуть» ей, что пора кушать или поменять подгузник. Решающим фактором на данном этапе нормального развития является поведение взрослого: если он отреагирует правильно, малыш в дальнейшем будет использовать это умение, а значит и последующее развитие речи будет успешным. Взрослые с эмоционально невыразительными вокальными компонентами или «молчащие» взрослые, которые предпочитают не реагировать звуками или речью на какую-либо речевую активность ребёнка, могут не вызвать у него ориентировочно-исследовательское поведение, а, следовательно, и коммуникативно-познавательную активность, что выбивается из рамок понятия нормы.
Кроме доречевого этапа развития речи в понятие «нормальное речевое развитие» входят также и этап первоначального освоения языка, который называется дограмматическим и охватывает второй год жизни ребёнка, а также последующий этап – усвоение грамматики (третий год жизни). В дограмматический период своего речевого развития ребёнок может чётко произносить первые слова, типа: «мама», «папа», «баба», «дядя» и другие, понимает до 30 слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). На этом периоде артикуляции уже соотносятся со звуками родного языка, но ребёнок испытывает трудности при точной передаче звукового состава слов, поэтому стремиться к воспроизведению ритмико-слоговых и интонационных характеристик словесного материала. Постепенно на основе практических действий с предметами ребёнок переходит от многозначности слов к первым функциональным обобщениям. Рост словаря замедляется где-то в период 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Ребёнок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Происходит усвоение однословных предложений. Каждое слово на этой стадии равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения связаны с конкретной ситуацией и отражают лишь некоторые ведущие признаки предметов. Ситуативная речь детей этого периода речевого развития в норме эмоциональна, дополняется жестами и мимикой. С 1 года 6 месяцев до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить двух- и трехсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом – безударные слоги). Происходит усвоение предложений из нескольких последовательных слов-корней, не связанных грамматической связью. При нормальном развитии речи, грамматически правильно построенные фразы возникают при наличии у ребенка 50-80 слов. Первые двучленные предложения простые, неполные (отсутствуют либо подлежащее, либо сказуемое). В этот период в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. Многое на этом этапе речевого развития зависит от таких факторов, как психологическая обстановка в семье, достаточное общение со взрослыми, желательно грамотными, внимательное отношение к ребёнку. При наличии всех этих условий лексический запас ребенка к двум годам обычно возрастает до 300 слов, а это немало для выражения себя и своих мыслей.
На грамматическом этапе речевого развития в 2 года – 2 года 2 месяца ребёнок использует предложения без грамматического оформления, затем он выделяет в слове отдельные морфемы (например, корень или приставку) и образует слова по аналогии, возникает словотворчество. Ребёнок пользуется двухсловными и осваивает трех- и четырехсловные предложения. Развивается описательная форма речи – ребёнок рассказывает обо всем, что воспринимает: предметы и люди, признаки предметов, действия, услышанные сказки, стихи. Так он выражает свои желания, требования, переживания.
В речи детей от 2 лет 3 месяцев до 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В это время происходит качественный скачок в развитии речи. Речь ребенка используется для сопровождения действий, включается в игру; развивается способность разговаривать с персонажем. Дети начинают общаться друг с другом. Дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Появляются слова с обобщающим значением – развивается обобщающая функция речи. Дети начинают понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа). Во втором полугодии третьего года жизни дети уже способны понимать смысл рассказов взрослого о событиях и явлениях, не бывших в их личном опыте, но состоящих из знакомых элементов. К трём годам формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие, слово). Речь ребёнка приобретает черты связности. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого.
Известно, что умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.
Ни у кого нет сомнений в том, что развивать речь нужно. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Даже если у ребёнка нет никаких предпосылок к нарушениям речи, всё равно будет полезным играть с ним в такие игры, которые направлены на развитие речи. Тесное общение с близким взрослым обеспечивает ребёнку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом. Для нормального развития речи ребенка также необходимы: взаимодействие со взрослыми во всех доступных ребенку сферах и видах деятельности, общение со сверстниками и другими детьми, специальные игры и упражнения по развитию речи, которые обеспечат взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития, разнообразие и содержательность образовательного материала (игрушки, книги, картинки и др.).
Всё выше сказанное можно включить в понятие «ребёнок с нормой речевого развития».
А что будет, если ребёнку в столь сензитивный период его речевого развития не уделять должного внимания? Если в первые три года жизни взрослые не уделили должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. В этом случае и возникает понятие «задержка речевого развития» – ЗРР.
Задержка речевого развития (ЗРР) – это такое развитие речи, которое демонстрирует более медленные темпы освоения норм родного языка детьми раннего возраста. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3 лет, а если не было проведено полноценной психолого-педагогической работы, направленной на устранение ЗРР, то впоследствии времени в речевых картах дошкольных учреждений у таких детей можно будет увидеть заключение «общее недоразвитие речи». Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звукопроизношения, лексической, грамматической и даже связной стороны речи.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо–речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико–психолого–педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Некоторые специалисты называют причину задержки речевого развития в наличии минимальной мозговой дисфункции, так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы, которые свидетельствуют о нарушении работы подкорковых структур мозга. К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение биологического слуха различной степени – всё это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют вредными привычками (алкоголем, курением и др.). Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Но и часто бывает так, что причиной ЗРР является не органическое поражение головного мозга, а социально-педагогическая запущенность. Не имея биологических причин речевой задержки, ребёнок может находится и развиваться в таком состоянии, обусловленном неблагоприятными социально-педагогическими условиями, чаще всего это недостатки воспитательно-образовательной работы или отсутствие её вовсе и плохая языковая среда в семье. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка непосредственного патологического влияния, они всегда так или иначе воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Ребёнок начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые, прежде всего, должны насторожить взрослых.
В каких случаях нужно беспокоиться о возможном появлении задержки речевого развития? Московский профессор коррекционной педагогики О. Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:
– Если мама не может интерпретировать крик в 2-3 месяца ребёнка.
– Если крик у малыша интонационно невыразителен, слабый, похожий на мяуканье, либо слишком пронзительный, резкий, или же с сильно выраженным носовым оттенком.
– Если у ребёнка не возникает гуление в 2,5–3 месяца.
– Если у ребёнка не возникает лепет в 6–7 месяцев.
– Если у ребёнка не возникает лепет в ответ на эмоциональное общение со взрослым.
– Если у ребёнка отмечается низкая активность лепета.
– Если гуление не отмечается певучим характером.
– Если лепет характеризуется короткими, отрывистыми звуками.
– Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
– Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний, а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
– Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
– Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
– Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
– Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
– Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
– Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
– Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру.
– Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
В этом и состоит задержка речевого развития.
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Из всего выше сказанного следует сделать вывод о том, что понятие «нормальное речевое развитие», включающее в себя несколько последовательных, весьма содержательных этапов, является важным для понимания задержки речевого развития, ведь, основываясь на нормах развития речи раннего возраста, мы успешно и вовремя предупреждаем и корригируем речевые нарушения и их последствия.