Екатерина Базуева
Эссе «Сердце отдаю детям»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В. Ключевский
Каждый ребенок еще в детстве мечтает: «Когда я вырасту то стану…», но не у всех эта детская мечта остается постоянной. Я хочу рассказать вам историю моей мечты, а было это так…
Еще в начальной школе я мечтала стать милиционером: предотвращать преступления, ловить преступников, и наказывать их за совершенные злодеяния. Однако не все так просто, как кажется. В старших классах, когда передо мной поставили вопрос о будущей профессии, оказалось, что сделать это не просто, так как выбирать из тех профессий, что нам предлагали в Учебном Производственным Комбинате (УПК) было не из чего –швея-мотористка, продавец,воспитатель детского сада и механизатор широкого профиля. Вот и весь список. Детская мечта помогать людям, ловя преступников, так и осталась мечтой. Да еще и мама категорически настояла, чтобы я пошла учиться на воспитателя. Так, уже с 9 класса средней школы, я оказалась в сфере педагогики.
Публикация «Эссе „Сердце отдаю детям“» размещена в разделах
После окончания школы училась в 11 педагогическом классе и, окончив его с отличием, стала работать воспитателем в детском саду № 372. Вышла замуж, родилась дочь и началась перестройка. Моих одногруппниц по педклассу стали увольнять за неимением образования. Через какое-то время передо мной тоже встал вопрос – или уволят или учиться. В 1997 году поступила в Волгоградское Педагогическое Училище №1, а в 2001 году окончила его с отличием. Пока училась-родилась вторая дочь. Пришлось совмещать учебу и воспитание двух маленьких детей.
В дальнейшем,переехав жить в г. Дубовка Волгоградской области, я попала работать в детский приют для несовершеннолетних воспитателем. Видела разные семьи, притоны. Ездила с милицейскими рейдами по неблагополучным семьям, забирая от туда детишек, спасая их тем самым от голодной смерти, от издевательства их родителей-о. Первый рейд произвел на меня огромное впечатление от увиденного. Пьяные взрослые; везде грязь, больные, истощенные,замотанные в лохмотья с насекомыми, дети…Приятно было видеть потом, проводя колоссальную работу, как эти дети менялись у нас на глазах. Приятно было слушать, что наш приют для многих стал вторым домом. До сих пор к нам, теперь уже бывшим воспитателям, приходят наши взрослые воспитанники. Делятся своими радостями, вспоминают те времена, когда были в приюте, просят жизненных советов. Многие стали учителями, воспитателями и просто хорошими людьми. Слезы наворачиваются от этих встреч, в каждом воспитаннике вижу частичку своей души, которую когда-то им отдала…
Жажда знаний заставила меня задуматься об учебе в высшем образовательном учреждении. И вот, в июне 2004 года я стала студенткой Волгоградского Педагогического Университета им. Серафимовича. Окончив его в 2010 году стала учителем-дефектологом.
Многое произошло за годы учебы. Закрыли наш приют. Пришлось поменять место работы. Так я оказалась в коррекционной школе-интернат VIII вида №3 Краснооктябрьского района г. Волгограда.
Судьба играет с нами и делает неожиданные повороты. Однажды, я встретила свою бывшую коллегу по детскому саду, где начинала работать воспитателем. Разговорились. Оказалось, что им нужен дефектолог для работы в подготовительной группе, с детками, имеющими диагноз ЗПР СНР III уровня. Необходимо подготовить их к выпуску в школу. Подумав, я приняла для себя решение - вернуться. Вернуться в свой детский сад, который когда-то дал мне путевку в нелегкий труд педагога, практические знания. Вернуться теперь в другом качестве, как учитель-дефектолог.
Работала я и педагогом дополнительного образования в Дубовском центре детского творчества в качестве руководителя детского объединения, выполняя речевую коррекционную программу «Учимся говорить правильно» и в рамках сетевого взаимодействия в МКДОУ детский сад № 4 учителем – логопедом. Где в настоящее время я работаю. В моем попечении теперь всегда были дети с различными нарушениями речи (ЗРР) и интеллектуального развития. Работать с ними уже не доставляет труда, так как за плечами накоплен опыт работы с детьми разного возраста и разных социальных слоев. Да и закаленный характер.
ЗРР, ТНР, ЗПР,РАС - эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка речевого развития, тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, растройство аутического спектра и тд. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблемам детей с нарушениями в развитии наблюдается повышенный интерес, вокруг них ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такие отклонения в психическом развитии очень неоднозначно, могут иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явления, сложные по своей структуре, требуют пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, эти диагнозы настолько популярны среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.
При правильно организованной работе с этими детьми они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе. Однако первый этап школьного обучения — начальная школа — для них самый трудный: вследствие задержки физиологического созревания мозга с отставанием формируется психологическая готовность к школьному обучению, могут возникать негативные социальные установки и т. д. Поэтому именно старший дошкольный возраст — тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям…
Как мне кажется, идеальной для решения этой задачи подходит работа над развитием у детей ручной умелости. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей тоже находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владея зрительно-моторной координацией. Занимаясь поиском и отработкой содержания своей работы, я пришла к выводу о необходимости создания индивидуальной программы, где была бы четко спланирована работа, определены цели и задачи, занятия и упражнения приведены в систему, дополняя друг друга.
Эта программа получила название «Художественно-эстетическое воспитание, как средство психолого-педагогической коррекции несовершеннолетних, имеющих дефицитарное развитие (задержка психического развития)»
Среди задач данной программы есть и такие, которые определяют направление работы по развитию графо-моторных навыков у детей:
• Обучение приемам и способам изобразительного творчества, овладение техническими навыками и умениями;
• Коррекция психических функций и познавательных процессов у несовершеннолетних, имеющих различные нарушения в развитии.
• Развитие графо-моторных навыков.
В настоящее время появляется много современных методик по Коррекции и развитию психических процессов, коррекции речевых дефектов, что вызывает интерес. Изобилие методической литературы дает возможность определить для себя более продуктивную методику, повысить планку самообразования и обрести уверенность. Помощь я получаю со стороны коллег и преподавателей Вол ГПУ, кафедры Специальной педагогики и Психологии, в интернете на форумах логопедов, психологов, на различных курсах по повышению квалификации. Принимаю активное участие в семинарах, имею несколько изданных статей.
Нехватка знаний подтолкнула меня на дальнейшее обучение и в 2014 году я окончила магистерскую программу нашего ВГСПУ.
Видеть улыбки на лицах детей, когда у них все получается и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху, слышать искренние слова благодарности от их родителей - это удовлетворение от моей работы.
Считаю, что моя профессия учителя-дефектолога, логопеда востребована, необходима и важна для дальнейшей успешной жизни моих воспитанников и их родных.