Александрия
Эссе «Психологический портфель школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологический портфель школьника»
Начало учебной деятельности, а именно поступление ребенка в первый класс, один из важнейших этапов в формировании личности маленького человека. Связано это с множеством факторов. Одним, из наиболее ярких, можно выделить тот факт, что ему начинают предъявлять новые требования, а что с ними делать, ребенок пока не знает. К требованиям добавляются новые обязанности. К обязанностям – ответственность… Но, способен ли ребенок это все сразу усвоить? В праве ли мы, взрослы, все это от него требовать? Чтобы приблизится к ответам на поставленные вопросы следует сначала понять, а с каким же психологическим багажом («психологическим ранцем») ребенок должен прийти в школу, а с каким – приходит.
Публикация «Эссе „Психологический портфель школьника“» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Говоря о психических новообразования младшего школьного возраста, т. е. о том, что вроде бы ребенок уже должен уметь, многие ученые говорят, что именно в этот период происходит формирование произвольности, рефлексии, различные формы произвольной регуляции (самоконтроль, самооценка, социальное соподчинение и др., чувство компетентности и др. (М. Г. Бреслав, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Но, речь идет именно о формировании, а не о том, что, прейдя в первый класс, каждый ребенок должен 100% обладать данными качествами. Что же мы видим на практике? Рассмотрим некоторые из предполагаемых навыков школьника.
Начнем с начала. Ребенок, прейдя в школу, уже имеет определенный багаж компетенций, которые были сформированы, преимущественно, его родителями. Как они формировались? В основном, исходя из мировоззрения его родителей. По мнению многих ученых, занимающихся вопросом детско-родительских отношений (Николаева Е. А., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В., Лисина М. И. и др., воспитанием ребенка занимаются преимущественно матери, поэтому, осмелюсь предположить, что и основное влияние на формирование компетенций ребенка имеет связь с компетенциями матери, с ее взглядами и др. Исходя из этого, становится очень важный вопрос, а что же представляет собой мать и чему она может научить своего ребенка? Конечно очень важно, как мама воспитывалась сама, чему она научилась и в какой социальной среде она приобретала свои навыки, при этом не менее значимую роль в «воспитательном образе матери» имеет ее идентификация себя, как матери, т. е. к «готовности реализации материнства». Одним из основных факторов, влияющих на выбор матерью средства (метода) преподнесения ребенку желаемой информации, является именно момент определения себя в материнстве [3].
Вопрос идентичности женщины, особенно в рамках феномена «материнства» активно начали изучать сравнительно недавно. Основываясь на данных, представленных в психологической науке (Г. Г. Филлипова, А. И. Захаров, М. А. Нечаева и др., можно выделить ряд причин, оказывающих влияние на искажение материнской идентичности и готовности к реализации материнства и. как следствие, особенности материнского участия в учебной деятельности ребенка в современном мире [7].
Итак, возвращаемся к вопросу психологических компетенций школьника.
В связи с появлением новых образовательных стандартов нашей современности, было введено понятие «универсальное учебное действие» [2]. Он перекликается (или даже является компонентом) когнитивных компетенций школьника. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую направленность обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [1]. Из этого становится очевидно, что «умения учиться» включает в себя полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, в том числе и учебную мотивацию, как структурный компонент личностно-регулирующих механизмов мыслительных способностей [4]. Исходя из представленных данных, роль личности матери в формировании личности ребенка становится еще более деликатнее.
Что же можно увидеть в вопросе коммуникации ребенка? Целью коммуникационного процесса является обеспечение понимания информации, которую можно называть сообщением [6]. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова предложили придать общению статус ведущей деятельности подросткового периода, т. к. этот процесс очень значим и важен на данном этапе [5]. И что не менее важно, уровень коммуникативных способностей школьника влияет на характер его поведения. Современные исследования так же выделяют роль творческих способностей и навыков, влияющих на коммуникативную сферу ребенка [10].
Что дальше? Как бы ни «растили» своего ребенка до школы, он в любом случае туда идет. Встречает нового «главного человека» - учителя. Это сложная встреча для обоих. Они оба ничего не знают друг про друга. Хотя, ребенку немного легче, потому что перед школой ему часто говорят о том, какой может быть учитель. А как быть учителю? Определить технические умения ребенка (читать, писать) никакому педагогу не составит труда, а что же делать с внутренним содержание этого маленького человечка? Каждый ребенок – личность, со своим характером, со своим темпераментом и др. Безусловно, опытный педагог скажет, что «я сразу вижу ребенка». Но достаточно ли этого в нынешнем динамично развивающемся обществе? При этом, важно отметить, что педагог не есть психолог, ровно, как и наоборот. Современные исследования в области «психодиагностической культуры педагога», свидетельствуют об актуальности данного вопроса [1]. Несмотря на то, что данные диагностики педагогов-практиков и результаты практической работы с ними выявляют ряд существенных проблем, в настоящий момент ведется активная работа по разработке образовательных программ для педагогов с целью приобретения ими «психодиагностических компетенция педагогов».
Итак, подведем итог. Возвращаясь к поставленному вопросу «Имеем ли мы права требовать?», мне хочется ответить: «Имеем, если мы были столь компетентны, что смогли дать ребенку представления о том, с чем он встретится и как ему справляться в «новым», при этом не забывая о том, что ребенок это самостоятельная личность.
Список литературы
1. Беляева О. А. Особенности психодиагностической культуры современного учителя / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017
2. Гридяева Л. Н., Клепач Ю. В. формирование личностных ууд первоклассников в период адаптации к школе / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017
3. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 169 с. 4
4. Макарова К. В., Орехова Н. В. Взаимосвязь учебной мотивации с мерой выраженности интеллектуальных операций младших школьников / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017
5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – 460 с. – Серия : Основы наук. 3
6. Оспищева Л. Е. Журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» // Актуальные вопросы коммуникативистики (рецензирована) [Электронный ресурс]. М., 2010, С. 1-4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-kommunikativistiki ( дата обращения: 10.03.2017). 2
7. Степашкина В. А. Проблема психологической готовности к реализации материнства у женщин / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011. 33 с. 1
9. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопр. психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
10. Шавалёва К. А. Башкин М. В. Особенности коммуникативных умений подростков с различным уровнем развития творческих способностей / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017