Виктория Шацкова
Эссе «Педагог в современном мире» (прошлое, настоящее и будущее профессии)
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе (прошлое, настоящее и будущее профессии
«Один день с великим учителем лучше, чем тысяча дней усердных занятий».
Японская мудрость.
За каждым великим человеком в тени стоит его учитель. Без педагога не будет великого художника, писателя, музыканта или математика. Достигая определенного этапа развития, общество чувствует насущную потребность в образовании. Имена великих мыслителей Аристотеля и Сократа, Платона и Конфуция известны с древних времен. Их изречения подчеркивают, что важность личности педагога в становлении человека были понятны и людям античного мира.
Публикация «Эссе „Педагог в современном мире“ (прошлое, настоящее и будущее профессии)» размещена в разделах
В нашей стране, пожалуй, можно выделить три основных периода развития образования: дореволюционный, советское время и настоящий период. Образование в дореволюционный период носило, конечно, в значительной степени элитарный характер. Но ведь и значение педагога и оплата его труда были поставлены на несравненно высокой уровень. Работа преподавателя в гимназии приравнивалась к государственной службе с высокой оплатой труда, имелись классные чины, например руководитель инспекторского губернского управления, имел чин соответствующий званию генерала. И преподаватели, и учащиеся носили мундиры, в непосредственном управлении деятельностью учреждений образования принимали светские и духовные власти. Все это конечно в значительной степени поднимало престиж профессии педагога, позволяло привлекать в эту сферу наиболее образованных людей своего времени. В это же время начинает формироваться сама наука педагогики, основоположником которой стал замечательный преподаватель К. Д. Ушинский. Уже тогда стал ясно, что основной посыл русской педагогики это - гуманистическое развитие человека. Девятнадцатый век дал России и миру целую плеяду деятелей науки, культуры и искусства, это время формирования классической русской литературы. Произведения, написанные в этот период, и по сей день составляют основу школьного курса литературы. Конечно же, писатели обращались в своих работах и к судьбам людей с ограниченными возможностями. Показательно, что общество в целом на тот момент времени жестоко относится к таким людям, фактически отторгая таких людей от себя.
История глухонемого Герасима из знаменитой повести И. С. Тургенева «Муму» потрясла меня в детстве, и уже тогда зародило мысль, о том, что рядом с такими людьми обязательно должны быть помощники, служащие проводниками в мир звуков. Особенно хорошо эта мысль выражена в произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант», где неравнодушные близкие люди развили в слепом от рождении мальчике невероятные музыкальные способности. Отгораживаясь от мира людей с ограниченными способностями, не развивая их потенциал, мы сами обедняем свое общество.
Становление дефектологии как научной дисциплины произошло уже в советское время. Едва оправившаяся от разрухи и войн страна все силы бросила на модернизацию системы образования, позволившему в итоге преодолеть неграмотность и вывести страну на мировой уровень развития науки. После ряда авангардных экспериментов свернутых к середине 30-х годов образование вновь вернулось к классической русской системе образования, нарком просвещения А. В. Луначарский сам был выпускником гимназии. При этом количество школ в стране кратно увеличилось. Престиж профессии педагога сознательно поддерживался руководством страны, снимались художественные фильмы посвященные труду учителя, спектакли, художественные произведения. Нельзя не вспомнить замечательного советского педагога А. С. Макаренко, чьи работы актуальны по сей день. Оплата труда на основании средней по промышленности так же немало способствовало авторитету профессии педагога. Широко развивается система дополнительного образования, такого количества музыкальных и художественных школ нет нигде в мире!
В советское время происходит и становление научной школы дефектологии, появляются первые коррекционные формы для работы с требующими участия дефектолога детьми.
В настоящем и будущем времени социализация детей с ограниченными возможностями здоровья важная задача для российского общества. Очень радует, что в нашей стране ширится волонтерское движение, активно работают благотворительные фонды. Активно участвует государство и общество в лице фондов выделяющих гранты для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.