Наталья Кочурова
Эссе «Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Позитивная социализация ребёнка.
Пункт 2. 3 ФГОС ДО: программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Эссе „Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Пункт 2. 4 ФГОС ДО: программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможностей для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Социализация - процесс и результат усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств, процесс и результат усвоения им социального опыта, социальных связей и отношений, социальных ролей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного приобретения и воспроизводство ребёнком социального опыта, формирование социальной компетенции.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
При работе с детьми нужно учитывать особенности современных детей: современные дети живут не только в условиях повсеместного интернета, но и не знают другой жизни.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Содержание этой области включает:
-присвоение ребёнком моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;
- формирование у ребёнка уважительного отношения и чувства принадлежности к совей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации, гендерной идентичности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к различным видам труда и творчества;
- становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе;
- создание условий для начальной информационной социализации детей.
У современного ребёнка, для полноценного развития, недостаточно сенсорных эталонов, хуже развито восприятие, не хватает ручных орудийных действий с предметами окружающего мира. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях должны очень успешно и эффективно сочетать традиционные ресурсы и инновационные цифровые ресурсы, учить ребёнка тому, что он может создавать свой мир своими собственными руками, с помощью пластичных, изобразительных средств, различных конструкторов, а не только на экране компьютера.
Система социально-коммуникативного развития детей направлена на :
-развитие деятельности (деятельность, общения, продуктивная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность);
- становление сознания (интеграция образовательных областей) - развитие речи, познавательное развитие, становление морального сознания и системы ценностей;
- формирование личности (отношение к окружающему миру, отношение к другим людям, отношение к себе).
Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
1. Решение основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того. Что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков).
2. задачи области решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами.
3. Значительное место в реализации занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
Решить задачи успешной социализации помогают программа С. В. Кривцовой «Жизненные навыки» и программа Е. В. Рылеевой «Мы вместе».
Духовно-нравственное воспитание является одной из целей отечественного образования (ФЗ «Об образовании в РФ, ст. 2, п. 1)
2. Нравственность - внешнее поведение и поступки, духовность - смысловое, внутреннее содержание, которое человек вкладывает в свои поступки.
3. В светском определении нравственное трактуется более широко как социальная сфера жизни человека, а духовное как сфера инкультурации
освоения ценностно-смысловых форм культуры.
Задачи педагога:
- в культурологическом формате: привести ребёнка к тому, что мы считаем правильным; снабдить его навыками выбора ценностей, традиций и пр. ; обеспечить упражнение в поведении в соответствии с ценностями.
- в духовном формате: знакомить с традициями; дать опыт проживания; дать образец как должно быть; предъявить свою картину мира и уклад православной жизни, для того, чтобы ребёнку впоследствии было с чем сравнить.
В соответствии с новыми нормативными документами парадигма образования меняется на гуманистическую модель. Педагогические усилия направляются не на растущего человека, а на условия, в которых он растёт. Цель воспитания создать условия для самореализации и самоактуализации свободного человека. Воспитательный идеал - свободная, успешная и конкурентоспособная индивидуальность.
В образовательной практике деятельность по организации духовного образования не носит законосообразного, концептуального характера. Педагоги светских образовательных учреждений нередко подменяют духовное воспитание нравственным, патриотическим, культурологическим, религиозным. Одна из существующих проблем - утрата традиции духовного воспитания.
Три направления духовного развития личности :
1. развитие своеобразия, основных сил, творческого начала в ребёнке;
Своеобразие личности ребёнка проявляется в индивидуальном способе познания мира, в тех обычных, привычных для него способах самореализации и самоопределения, которые тесно связаны с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми.
Именно это и понимается как «культурные практики» и объясняет, как формируется субъективная позиция ребёнка, с помощью каких культурных механизмов ребёнок выбирает то или иное действие и какое влияние этот выбор оказывает на его развитие (есть дети говоруны, молчуны, художники и каждый по-своему познаёт мир; педагогу важно знать индивидуальный мир ребёнка его дар и талант и дать ему раскрыться и вовремя дополнить, уравновесить другими культурными способами реализации).
В дошкольном детстве свобода связывается с творчеством и в нём проявляется (нужно создать ребёнку условия на практике, а не проводить разговоры на какую-то тему); наиболее естественно свобода и творчество проявляются в игре.
2. развитие исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы;
развитие способности различения добра и зла в себе и в мире, что проявляется в развитии начала свободы и волевых проявлений; свобода всегда связана с выбором между добром и злом. Невозможно воспитание свободы вне её связи с добром. Отечественная педагогика ставит своей главной целью не приспособление ребёнка к жизни, не насаждение добрых привычек, но обеспечение связи добра и свободы
3. развитие связи с социальной средой через усвоение языка;
Значение социальных связей настолько велико, что многие педагоги и психологи склонны видеть в этом главный фактор развития ребёнка; духовное развитие связано с социальностью не внешне, а внутренне, поскольку она даёт материал для духовной работы, она является условием его жизни и одной из сторон его личности.
Социальность связана с понятием ускоренности человека в традиции, в мистической связи со своим родом, народом, с Церковью; для ребёнка искомой основой социальной жизни является семья, именно в семье возникает живая общность, которая проявляется и как духовная сила и как реальность; огромную роль в становлении личности ребёнка играет детское сообщество, в котором осуществляется самоопределение и инициативная деятельность детей, происходит становление и формирование культурной позиции ребёнка.
Все эти три направления должны реализоваться в игре, практике становления человеческого в человеке, в практике традиционной игры. С уровнем развития игры и творчества связывают уровни развития базовых оснований личности. Особая роль отводится народным играм.