Папки-передвижки

Эссе «Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника»

Наталья Кочурова
Эссе «Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника»

Позитивная социализация ребёнка.

Пункт 2. 3 ФГОС ДО: программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Публикация «Эссе „Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника“» размещена в разделах

Пункт 2. 4 ФГОС ДО: программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможностей для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Социализация - процесс и результат усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств, процесс и результат усвоения им социального опыта, социальных связей и отношений, социальных ролей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного приобретения и воспроизводство ребёнком социального опыта, формирование социальной компетенции.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

При работе с детьми нужно учитывать особенности современных детей: современные дети живут не только в условиях повсеместного интернета, но и не знают другой жизни.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Содержание этой области включает:

-присвоение ребёнком моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;

- формирование у ребёнка уважительного отношения и чувства принадлежности к совей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации, гендерной идентичности;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к различным видам труда и творчества;

- становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе;

- создание условий для начальной информационной социализации детей.

У современного ребёнка, для полноценного развития, недостаточно сенсорных эталонов, хуже развито восприятие, не хватает ручных орудийных действий с предметами окружающего мира. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях должны очень успешно и эффективно сочетать традиционные ресурсы и инновационные цифровые ресурсы, учить ребёнка тому, что он может создавать свой мир своими собственными руками, с помощью пластичных, изобразительных средств, различных конструкторов, а не только на экране компьютера.

Система социально-коммуникативного развития детей направлена на :

-развитие деятельности (деятельность, общения, продуктивная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность);

- становление сознания (интеграция образовательных областей) - развитие речи, познавательное развитие, становление морального сознания и системы ценностей;

- формирование личности (отношение к окружающему миру, отношение к другим людям, отношение к себе).

Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

1. Решение основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того. Что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков).

2. задачи области решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами.

3. Значительное место в реализации занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Решить задачи успешной социализации помогают программа С. В. Кривцовой «Жизненные навыки» и программа Е. В. Рылеевой «Мы вместе».

Духовно-нравственное воспитание является одной из целей отечественного образования (ФЗ «Об образовании в РФ, ст. 2, п. 1)

2. Нравственность - внешнее поведение и поступки, духовность - смысловое, внутреннее содержание, которое человек вкладывает в свои поступки.

3. В светском определении нравственное трактуется более широко как социальная сфера жизни человека, а духовное как сфера инкультурации

освоения ценностно-смысловых форм культуры.

Задачи педагога:

- в культурологическом формате: привести ребёнка к тому, что мы считаем правильным; снабдить его навыками выбора ценностей, традиций и пр. ; обеспечить упражнение в поведении в соответствии с ценностями.

- в духовном формате: знакомить с традициями; дать опыт проживания; дать образец как должно быть; предъявить свою картину мира и уклад православной жизни, для того, чтобы ребёнку впоследствии было с чем сравнить.

В соответствии с новыми нормативными документами парадигма образования меняется на гуманистическую модель. Педагогические усилия направляются не на растущего человека, а на условия, в которых он растёт. Цель воспитания создать условия для самореализации и самоактуализации свободного человека. Воспитательный идеал - свободная, успешная и конкурентоспособная индивидуальность.

В образовательной практике деятельность по организации духовного образования не носит законосообразного, концептуального характера. Педагоги светских образовательных учреждений нередко подменяют духовное воспитание нравственным, патриотическим, культурологическим, религиозным. Одна из существующих проблем - утрата традиции духовного воспитания.

Три направления духовного развития личности :

1. развитие своеобразия, основных сил, творческого начала в ребёнке;

Своеобразие личности ребёнка проявляется в индивидуальном способе познания мира, в тех обычных, привычных для него способах самореализации и самоопределения, которые тесно связаны с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми.

Именно это и понимается как «культурные практики» и объясняет, как формируется субъективная позиция ребёнка, с помощью каких культурных механизмов ребёнок выбирает то или иное действие и какое влияние этот выбор оказывает на его развитие (есть дети говоруны, молчуны, художники и каждый по-своему познаёт мир; педагогу важно знать индивидуальный мир ребёнка его дар и талант и дать ему раскрыться и вовремя дополнить, уравновесить другими культурными способами реализации).

В дошкольном детстве свобода связывается с творчеством и в нём проявляется (нужно создать ребёнку условия на практике, а не проводить разговоры на какую-то тему); наиболее естественно свобода и творчество проявляются в игре.

2. развитие исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы;

развитие способности различения добра и зла в себе и в мире, что проявляется в развитии начала свободы и волевых проявлений; свобода всегда связана с выбором между добром и злом. Невозможно воспитание свободы вне её связи с добром. Отечественная педагогика ставит своей главной целью не приспособление ребёнка к жизни, не насаждение добрых привычек, но обеспечение связи добра и свободы

3. развитие связи с социальной средой через усвоение языка;

Значение социальных связей настолько велико, что многие педагоги и психологи склонны видеть в этом главный фактор развития ребёнка; духовное развитие связано с социальностью не внешне, а внутренне, поскольку она даёт материал для духовной работы, она является условием его жизни и одной из сторон его личности.

Социальность связана с понятием ускоренности человека в традиции, в мистической связи со своим родом, народом, с Церковью; для ребёнка искомой основой социальной жизни является семья, именно в семье возникает живая общность, которая проявляется и как духовная сила и как реальность; огромную роль в становлении личности ребёнка играет детское сообщество, в котором осуществляется самоопределение и инициативная деятельность детей, происходит становление и формирование культурной позиции ребёнка.

Все эти три направления должны реализоваться в игре, практике становления человеческого в человеке, в практике традиционной игры. С уровнем развития игры и творчества связывают уровни развития базовых оснований личности. Особая роль отводится народным играм.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими рукамиИспользование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими руками «Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая). С каждым годом.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Основные содержательные аспекты в социально-коммуникативном (нравственном) направлении развития дошкольника»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 16:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД