Светлана Лукошкова
Эссе «Один день из жизни логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом мире богатым нас делает
не то, что мы получаем,
а то, что мы отдаём»
Бигер Генри Уорд
В дошкольном образовании, мне кажется, я работаю всю жизнь, а учителем – логопедом всего шесть лет. Выбирала ли я профессию по наитию или по велению сердца своего, а может просто так получилось – не знаю.
Публикация «Эссе „Один день из жизни логопеда“» размещена в разделах
Работая воспитателем, я совмещала работу и учебу в университете на заочном отделении, решив получить второе высшее образование и стать логопедом. В это время у меня родился сын, мы с мужем приобрели более комфортное жилье.
Размышляя о своей жизни, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается работа и начинается личная жизнь. Эти две тропы неотделимы. Главное в моей жизни – это успеть сделать много…
Профессия учителя – логопеда даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, совершать вклад в завтрашний день каждого ребёнка. Каждый новый день для меня неповторим и непредсказуем. Всякий раз, ощущаю невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!
Утро начинается в семье. Приготовить завтрак, проводить сына в школу, мужа на работу, помыть чашки. «Чашечка» - Лера так и не научилась делать это упражнение. А Саша уже хорошо «шипит», хотя они вместе начинали заниматься. Надо сегодня с ней попробовать произносить слоги: ша – ша - ша - наша Саша хороша.
Иду на работу. И. Кант считал, что «работа – лучший способ насладиться жизнью». Профессия – это особая тропинка моей жизни. Иду по ней, встречаясь с разными детьми, с десятками судеб, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропинкой.
Сегодня буду много играть, впрочем, как и всегда. Игра — это секрет молодости. В работе много сил и энергии затрачиваю на то, чтобы справиться с группой детей и не просто справиться, а донести до них то, что необходимое. Игра – постоянный партнер на моих занятиях. Играть с детьми очень интересно: каждый уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Одни быстрые, шустрые и за ними не успеваешь, а другие медленные, вдумчивые, нерасторопные, поэтому приходится ждать и учить других детей терпеливости.
На занятии нахожу время и для юмора— он помогает справляться с трудностями, разряжает напряженную обстановку, отвлекает детей от неудач. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить доброе, умное, красивое слово? Я стремлюсь к этому!
Захожу в группу, и меня встречают двенадцать пар широко распахнутых глаз в ожидании чего-то нового и интересного, двенадцать сияющих улыбок. И все наперебой твердят: «Светлана Владимировна, возьмите меня к себе!», «А что сегодня вы для нас принесли?», «А меня возьмёте?» Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Мои логопедические занятия – это не урок, как считают некоторые. Это – некое действо. Чтобы оно захватило всех детей, я стараюсь наполнить его занимательным смыслом. Поэтому каждое новое занятие – это путешествие или новый герой, или сюрприз, а завтра надо придумать что-то новенькое ведь они будут ждать.
Каждый день мои маленькие друзья приходят в кабинет и садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться правильно произносить звуки, потом слоги, затем стараются соединить их в слова, а там и речь польется, словно речка плавно и красиво. Неуверенность в себе, закомплексованность заставляет детей замыкаться. Как страшно ребё нку в первый раз правильно произнести звук: «А вдруг у меня ничего не получится?» Моя задача: помочь, вселить уверенность, рассмешить, увлечь. Я использую в своей работе зеркало, счетные палочки, деревянный шпатель, чайную ложечку, палочки от Чупа-чупса, трубочки для коктейля, пальчик самого ребенка и множество – множество разнообразных картинок.
Анфиса не любит выполнять упражнения и поэтому постоянно меня завлекает рассказами. Вот и сегодня рассказывала мне что-то, о чём ей прочитала мама, постоянно коверкая и неправильно согласовывая слова в предложении. Я слушаю её внимательно и делаю вид, что с трудом понимаю, о чем она говорит. Тогда Анфиса старается выговаривать каждое слово глядя мне в глаза, а после переспрашивает: «У меня получается?» – Конечно, конечно, умница! И получив долгожданный приз, убежала в группу довольная. За ней пришел Гордей. Он сама скромность. Ни слова не сказал на отвлеченную тему. Сосредоточенно выполнял все предложенные мной упражнения. И только в конце занятия - радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слова: «Гордей, ты молодец, у тебя все получилось, выбирай подарок!» Сегодня среда, а значит, с Егором будем заниматься постановкой звука [р]. За два месяца нам не удалось сдвинуться ни на шаг. Ему это трудно дается, но он очень старается и не сдаётся, «заводит свой моторчик» всё снова и снова. Я верю, что наступит день, когда он сможет громко и четко произнести звук [р] и в него вселяю эту уверенность. А потом пришла Маша, за ней Слава, и так до конца рабочего дня. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают плоды. Это видимый результат. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих воспитанников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.
Дружа — это источник счастья. Учу детей дружить и уважать друг друга, и у меня много друзей и соратников на работе. Во время обеденного перерыва обязательно поговорю с воспитателями об успехах и неудачах наших «логопедиков». С коллегой за чаем обсужу интересные и неудачные моменты занятия. Я работаю рядом с опытными, высокопрофессиональными педагогами. Мы не только исправляем нарушения речи. Мы сеем разумное, светлое, вечное.
Я никогда не считала количество детей, которым помогла, но так, приятно слышать от школьников, которых я встречаю, идя с работы домой: «Здравствуйте, Светлана Владимировна! А вы меня помните?». Конечно, помню! Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.
Вечер. Приготовлю ужин, и пока сын делает уроки, а муж занимается своим хобби, я посвящу время для чтения. Читать мне необходимо, чтобы достичь положительных результатов в работе, нужно быть профессионально компетентной, постоянно пополнять свои знания, расширять кругозор и быть просто интересным человеком. За ужином обязательно обсудим прошедший день : сын расскажет о школьных новостях, муж о том, что смастерил нового, а я о своих «пчёлках». Моя семья - это мой тыл, моя поддержка.
Что будет завтра? Завтра будет новый день, где на меня опять будут смотреть глаза моих «дошколят». А я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, повышая собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство.