Папки-передвижки

Эссе об опыте использования опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду

Екатерина Лаврентьева
Эссе об опыте использования опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду

Меня зовут Лаврентьева Екатерина Анатольевна. Свою педагогическую деятельность я начинала с работы в общеобразовательной гимназии, а затем более 7 лет проработала в школе искусств преподавателем по сольфеджио, музыкальной литературе и хору. После долгого перерыва в педагогической деятельности я пришла работать музыкальным руководителем в детский сад. Неспроста я начала свой рассказ издалека. Это даст понять читателю, насколько далека я была от понимания специфики дошкольного образования. Долгое время я никак не могла приспособиться к новым условиям, к совершенно новой для меня профессии. Уже потом я осознала, что пыталась работать с дошкольниками как со школьниками, и искренне удивлялась, что ничего не получается.

Публикация «Эссе об опыте использования опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах

Одной из проблем, скоторой я, как бывший хормейстер, столкнулась, было непонимание ребятами элементарных, как мне казалось, основ звукоизвлечения. Причем не пения как целостного процесса, а именно понимания что такое звук, откуда он берется, как им управлять. Развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков и исполнение песен от этого страдали непомерно. Как я ни старалась рассказать своим воспитанникам о строении голосового аппарата, о природе и свойствах звука, о способах звукоизвлечения, ничего не получалось. От этого я раздражалась, а дети грустили.

Но однажды, когда я снова пыталась дать необходимые знания своим воспитанникам, одна маленькая девочка пяти лет сказала мне: "Не расскажи, а покажи!" Я сначала возмутилась: "Как же так? Вот перед вами схема голосового аппарата, вот я, все объясняю, показываю как нужно петь. Что тут непонятного?".

Как раз в это время в нашем детском саду проходила тематическая неделя, посвященная различным видам экспериментирования. Мне всегда была интересна эта тема, но я никак не могла придумать - как музыка может быть связана с экспериментированием? И вдруг меня осенило! Это как раз то, что нужно для решения моей проблемы!

Я активно стала использовать опытно-экспериментальную деятельность на своих занятиях. Наглядно мне удалось показать детям, откуда берется звук, от чего зависит его сила, продолжительность, мягкость, что нужно сделать, чтобы он стал тише или громче, резче или нежнее, отрывистее или плавнее. При этом нам удалось более полно раскрыть тему охраны голоса, голосовой гигиены. Для этого мне понадобилось, конечно, заранее подготовиться. Я составила картотеку опытно-экспериментальной деятельности со звуком в детском саду, подготовила необходимые атрибуты для проведения опытов и экспериментов со звуком, вооружилась оптимизмом и начала творить. Вот это я больше всего люблю в своей работе - творить. Творить самой и с детьми, с воспитателями и специалистами. А когда под моим руководством творят дети - это высшее достижение для меня.

Сначала я принесла на занятие детские гусли и линейку. Появление линейки на музыкальном занятии уже вызвало удивление и любопытство у ребят. С помощью этих предметов мне удалось объяснить и, что очень важно, дать самим увидеть, прочувствовать, понять, как и откуда появляется звук. Мы вместе выяснили, что звук происходит от колебания. Дети нажимали на зафиксированную линейку и отпускали ее - пока линейка вибрировала, был звук. Ребята с удовольствием извлекали звук из гуслей. Здесь мы поговорили о том, что может произойти, если сильно дернуть струну - она может порваться. И вот тут я и достала уже знакомые им иллюстрации с изображением строения голосового аппарата. И я увидела, что дети поняли меня! Мы перешли к вокальным упражнениям, стали полученные знания применять на практике. Не все сразу получилось, конечно. Мы не раз возвращались к этому вопросу, снова проводили эксперименты, дети с удовольствием это делали, и в итоге, все всё поняли.

Наблюдая за активным интересом дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности со звуком, я продолжила двигаться дальше в этой форме работы с детьми. В пластиковый контейнер, наполненный на 2/3 водой, я поместила несколько плоскостных непотопляемых фигурок. Ребенок бросал в воду небольшой резиновый мячик, и мы все наблюдали, как расходятся волны в разные стороны от источника, как они становятся меньше, отдаляясь от мяча, а фигурки качались с разной амплитудой соответственно силе волн. В ходе этого опыта мы провели аналогию со звуковыми волнами, которых мы не видим. Затем в этом же контейнере мы часть фигурок переместили ближе к одному краю, а часть - к другому, а посередине поставили "стену" - пластмассовую папку. При броске мяча мы обнаружили, что с той стороны, которая была отделена папкой, волны гораздо слабее, их почти нет. На этом этапе мы поговорили об особенностях распространения звука. Важно не оставлять без внимания пройденный материал, а постоянно закреплять его. Дети с удовольствием проводят как новые, так и уже знакомые опыты и эксперименты.

Детям очень интересна опытно-экспериментальная деятельность. У них "горят" глаза, они думают, предлагают свои версии, сами объясняют увиденное, предлагают попробовать что-то новое. И, конечно, полученная таким образом информация лучше усваивается дошкольниками и дольше хранится в памяти. Вот что имела ввиду моя воспитанница, когда сказала мне: "Не расскажи, а покажи!".

В должности музыкального руководителя я работаю всего третий год. За это время мне не раз приходилось осознавать, что не только я учу чему-то детей, но и дети, эти малыши-дошкольники, тоже многому могут меня научить. И мне это нравится. Я люблю свою работу. Люблю рассказывать и слушать, показывать и смотреть, удивлять и удивляться, творить и поддерживать. Надеюсь, наше совместное творчество с моими любимыми воспитанниками принесет нам еще много интересного и радостного!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольникамиДидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе об опыте использования опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 16:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе об опыте использования опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД