Лекомцева Эльза
Эссе «Психология гуманизма: как я её понимаю»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Каждый человек идет в своем познании своим собственным путем.
Педагогика гуманизма призвана, на мой взгляд, воспитать человека заинтересованного, всесторонне развитого, с выраженной потребностью в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, с явно выраженным стремлением к само актуализации, что не противоречит одному из принципов государственной политики и правовому регулированию отношений в сфере образования. Этот принцип указывает на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
Публикация «Эссе „Психология гуманизма: как я её понимаю“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Потребность в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, к постоянному стремлению к своему Я-идеальному на всех этапах жизненного пути не должна иметь конечную цель. Из реализации сформированной потребностей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании в человеке вырастет потребность и способность ранжировать свои многочисленные потребности, классифицировать их, выделять наиболее приоритетные на данном этапе жизненного пути, способствующие дальнейшему самопознанию, саморазвитию, самосовершенствовании. В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности, но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.
В итоге сформируется способность управлять своими потребностями богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими на пути к полной самореализации.
Гуманистическая педагогика - это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно - воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие - гуманизм в переводе с латинского означает человеческий, человечный. Гуманизм - это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание её прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.
Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.
Гуманистическая педагогика - это сложное, многомерное явление, отражающее реальную картину воспитательно-образовательного процесса. Основная формула этого явления - любовь к детям. Без любви не будет ни педагогики, ни гуманизма!
«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром». (В. А. Сухомлинский).
Я часто в своей практике пользуюсь этой волшебной формулой близкой русской душе «Добро побеждает зло!». В каждой группе в любом детском дошкольном учреждении есть проблемные дети, а попросту «хулиганы». Как часто родители «хулиганов» негативно относятся к поступкам и словам своих детей, злятся, раздражаются, грубо разговаривают с ними. Многие педагоги порой используют ту же схему в воспитательном процессе, такие дети невольно становятся «изгоями». Я, наоборот, в своей работе стараюсь с проблемными детьми общаться ласково и нежно, пытаюсь найти в них как можно больше положительных черт, не скупясь на доброту и заботу.
Ко мне в группу ходил мальчик, поведение которого, слова, поступки, действия, мягко говоря, вызывали недоумение, подчас отрицательные эмоции и у детей, и у родителей этих детей, и у педагогов. Каждый день, наблюдая за ним, играя, занимаясь, беседуя с родителями, я сделала неутешительный вывод: ребёнок вынужден так себя вести, не получая достаточного внимания, любви, заботы, доброты от своих родителей. Ему необходима была такая форма поведения, при которой он был бы в центре внимания и детей и взрослых. Какие хитрости и уловки шли в ход, ему было совершенно неважно.
Имея «нехорошую» славу среди сверстников, близких и воспитателей, он блестяще работал на занятиях по математике, писал все буквы алфавита (это в средней группе, был музыкален, собирал сложные картины из пазлов, выигрывал у меня партии в шахматы! Перейдя в другую группу, видя меня в детском саду или встречая на улице, в любое время года и в любую погоду непременно поздоровается, подойдет, обнимет, а я думаю с облегчением: «Добро победило!».
Я глубоко убеждена, что взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребё нка: он легко и охотно общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Таким образом, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.