Катерина Михайловна
Эссе «Поощрение и наказание — за или против»
▼ Скачать +Заказ
Каждый, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания, ведь это важные рычаги воспитания. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути к формированию характера. Взрослые (родители, педагоги, тренера, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка, а каков характер, такова во многом судьба человека. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.
Публикация «Эссе „Поощрение и наказание — за или против“» размещена в разделах
А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения. Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний».
По моему мнению к методам воспитания нельзя подходить односторонне, один и тот же метод может принести и пользу, и вред. Методы поощрения и наказания должны реализовываться в равной степени, независимо от возраста, пола и социального положения ребенка.
Методы поощрения представляют собой выражение положительной оценки действий воспитанников, поощрение вызывает переживания радости, удовольствия, укрепляет веру в свои силы, стимулирует положительные поступки, повышает ответственность за поведение. Один из самых любимых моих методов, метод поощрения и нашел место в моей педагогической практике: девочка приходила очень редко и поздно в сад, мало чего умела, но на всех занятиях она проявляла усердие и старательность. У неё ничего не получалось, но она все равно старалась выполнять все задания - старалась вырезать ровно по контуру, разукрашивать по линии, собирать игрушки, убирать посуду со стола. Я всегда говорила ей ободряющие слова, мне кажется она и не понимала значений этих слов, но она понимала, что её хвалят и ею довольны, тем самым она все больше старалась угодить взрослым.
Методы наказания представляют собой выражение отрицательной оценки, направленные на сдерживание негативных действий и поступков. В большинстве случаев, ребенок знает, когда он поступает неправильно, тому есть один очевидный пример из моей практики: у нас в группе, есть мальчик, тот еще персонаж: авторитет воспитателя не признает, не слушается, качается на стуле во время обеда, кидается хлебом, кричит, других детей постоянно трунит, с матерью разговаривает грубо. Естественно, приемы метода наказания были ежедневными. Этот прием данному ребенку нужен, но и нужна и индивидуальная работа. Со временем был найден подход к этому ребенку, ему необходимо просто внимание, своим поведением он «кричал» – обратите на меня внимание. Немного бесед, внимания и слов поощрения - сделали свое дело, мальчик стал более сдержанным, ему хотелось больше быть полезным.
Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности дошкольников являются часто применяемыми и в настоящее время. Все методы воспитания должны применяться с учетом условий, места и времени и во взаимодействии друг с другом и при обязательном и непременном индивидуальном подходе к воспитаннику, свойствам его характера, психики, уровню воспитания.
Наш мир вообще больше разноцветный, чем черно-белый. Так и в педагогике: ребенок – это не объект для единственных методов: поощрений или наказаний. Но как всё - таки быть: когда наказывать и когда поощрять? Я думаю, что наказание – это всегда ответственность родителей. Им виднее,
потому что они ближе всех к ребенку. Однако эта близость порождает и
ошибки, заблуждения, «перегибы», когда наказание или поощрение переходят некую черту, за которой ничего хорошего и полезного для ребенка
уже не будет. Считаю, что нужно больше разговаривать с детьми и доносить до них что такое хорошо, а что такое плохо.