Наталья Кошкина
Эссе «Я — педагог, или всё начинается с любви…»
▼ Скачать + Заказать документы
Я — педагог, или всё начинается с любви…
Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинаетсяс любви.
Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви! Я это точно знаю.
(Р. Рождественский)
Публикация «Эссе „Я — педагог, или всё начинается с любви…“» размещена в разделах
С самого раннего детства, как и все дети, я мечтала быть актрисой, чуть позже – врачом, а уже заканчивая школу, мечтала стать военной, чтоб защищать свою семью и Родину. Оказалось, все эти профессии объединяются в одной – Педагог. Здесь я педагог, воспитатель, наставник, друг и помощник детям, коллегам и родителям.
Детство – важнейший период человеческого развития, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто был рядом с ребенком, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
У слова «воспитатель» немного родственных слов: воспитание, воспитанник, воспитывать, воспитанный. А значение - «тот, кто воспитывает». Научить чему-либо, пожалуй, легче, здесь все четко и понятно. А воспитать? Здесь нет правил. Воспитанию нет начала и конца, его не видно, а переменок в этом процессе не существует.
Воспитание – длительный процесс, поэтому терпение здесь просто необходимо. А еще чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, готовность прийти на помощь и умение прощать, чувство сопереживания и одновременно требовательность не только к ребенку, но и к самому себе
Когда я начала свою педагогическую деятельность в детском саду, у меня была только искренняя любовь к детям. А проработав полгода, я поняла, что это не только педагогическая деятельность, это стиль жизни, ее смысл и стимул к постоянному развитию, самосовершенствованию и личностному росту. Много во мне поменялось за время работы, путь профессионального становления был для меня сложнейшим испытанием в моей жизни.
Так уж сложилось, что мне сразу доверили детей старшего возраста, у которых к тому времени сменилось несколько воспитателей, у каждого был свой подход к воспитанию, свои принципы, методы. И придя ко мне, дети не понимали, как себя вести, что следует от меня ожидать, поэтому выглядели как неуправляемая и неорганизованная толпа девчонок и мальчишек. И я, сначала растерялась. Но учебный год начался, и отступать было поздно.
Первый месяц самый сложный. За это время не только я привыкала к детям и пыталась их узнать и понять, но и они присматривались ко мне. Каждый ребенок оказался уникален по - своему, к каждому надо было найти свой подход, вместе с ним интересоваться его увлечением, показать, что он важен в нашей детсадовской семье и любим. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка. Ведь дети, если они чувствуют любовь и заботу, то их души распахнутся тебе в ответ.
Так случилось и в нашей группе. День за днем мы становились всё ближе, вместе делали новые открытия, вместе радовались, вместе грустили, вместе переживали, вместе учились познавать и создавать. Мы стали родными друг другу!
И в один из тихих часов, когда пролетел очередной бурный день открытий и эмоций, я вдруг осознала, что когда-то незнакомые мне дети стали частичкой моей жизни. Я поняла что они «мои дети». Да, именно мои! В них частичка моей души, моих чувств, моих желаний. Я их вторая мама. Они такие разные: светленькие и темненькие, худенькие и полненькие, поющие и танцующие, разговорчивые и молчаливые. Но какими бы они не были, я их люблю, ценю и понимаю. За каждого из них переживаю: решит ли самостоятельно задание, сможет ли без моей помощи справиться с поставленной задачей, все ли дома в порядке. Они делятся со мной самым сокровенным, потому что я могу их выслушать и поддержать в трудную для них минуту. Своих детей я готова научить всему, что умею сама: петь, сочинять стихи, рисовать, а так же разным танцевальным «па», которым меня учили в хореографической школе. Я учу их быть добрыми, милосердными, любить ближних, уважать старших, быть активными в жизни, что бы им было о чем рассказать своим папам и мамам, бабушкам и дедушкам, о своих первых победах и достижениях. Каждый вечер невольно вспоминаю о ком-то, волнуюсь за них, по несколько раз обдумываю завтрашнее занятие, стараясь сделать его увлекательнее и познавательнее. Часто я ловлю себя на мысли: «А все ли я сделала, чтобы помочь ребятам?» Но все эти сомнения исчезают, как только открывается дверь, за которой меня ждут дети.
Любой контакт с ребенком будет успешным, если он начинается с улыбки. Нет ничего важнее детского доверия, без него ни о каком воспитании и речи быть не может. Если ребенок доверяет сокровенное, значит, его можно направлять, ненавязчиво объяснять, что хорошо, а что плохо. Воспитателю с детьми надо быть доброй и честной, и тогда добро вернется.
Каждый день жизни с детьми таит в себе множество открытий, радостей. Воспитателю нужно быть готовым к ответу на любой детский вопрос, даже самый неожиданный, а для этого нужно быть очень эрудированным, много знать и читать, повышать свой профессиональный рост, быть в курсе последних достижений педагогической науки.
При воспитании ребенка также важна связь: ребенок – воспитатель – родители. Если эта связь прочна, как крепкие отношения в семье, если успехи и огорчения делятся пополам между воспитателем и родителями, тогда и ребенок чувствует себя защищенным, уверенным, успешным.
Детей надо любить всем сердцем, а чтобы их так любить, нужно учиться у них самих, как следует проявлять эту любовь. Каждый день нужно сделать подарком, а каждое общение должно вселять в ребенка радость и оптимизм.
Таким образом, воспитатель - не только профессия, суть которой воспитание кого-либо (по С. И. Ожегову). Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души. Да, именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательной организации.
Мало просто работать воспитателем, нужно им быть. Чтобы стать примером для своих воспитанников и их родителей во всём, надо неустанно самосовершенствоваться.
В своей работе я стараюсь применять все свои умения и навыки, инновационные технологии, используя весь свой творческий потенциал. Я понимаю, что жизнь педагога - это вечное испытание на мудрость и терпение, человеческую незаурядность, профессиональное мастерство.
Воспитатель для детей - это, прежде всего человек, который связывает их с удивительным миром, многообразием окружающего, ещё ими неопознанного.
Воспитатель - это не профессия, воспитатель - это призвание. В своём эссе я попыталась рассказать о себе довольно подробно. И я могу с гордостью сказать, что счастлива, что выбрала самую лучшую профессию!