Светлана Мишина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия»
«Думай о смысле, а слова придут сами»
Несколько лет назад своей маленькой дочери Лизе я купила книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Купила, как говорят, «на вырост» и хотела отложить до лучших времен. Но «на вырост» не получилось, т. к. дочка увидела «Алису» и просто влюбилась в нее. Пришлось начать читать. Прочитали очень быстро, за пару вечеров. Конечно, содержание книги для ребенка четырёх лет было сложным, но Лиза слушала очень внимательно, рассматривала картинки и очень расстроилась, когда книга закончилась…
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Захватила книга и меня и заставила о многом задуматься. Благодаря ей я усвоила: чтобы идти верной дорогой в своей жизни, необходимо четко знать, куда и к чему, в конечно итоге, ты хочешь прийти! А глубокомысленные фразы, которыми наполнена книга, вполне могут стать жизненными принципами любого человека.
И я это постараюсь доказать в своем эссе.
«Любое приключение должно с чего-либо начаться. банально, но даже здесь это правда.»
Мечтала ли я стать воспитателем? Нет. Я даже мало что знала об этой профессии. Воспитателем я стала по воле сложившихся обстоятельств. Но почему-то же эти обстоятельства сложились именно так, а не иначе? А может, это все было не случайным, а закономерным?
«- А я-то всегда был уверен, что дети - просто сказочные чудища, - заметил Единорог. Губы Алисы дрогнули в улыбке, и она сказала:
- А знаете, я всегда была уверена, что единороги - просто сказочные чудища! Я никогда не видела живого единорога!
- Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, - сказал Единорог, - можем договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя!»
Я никогда не забуду свою первую группу: 10 мальчиков и 16 девочек. Особенности этого возраста подробно описаны в литературе: художественной, медицинской, педагогической. Мне оставалось только «самая малость» - на практике понять, кто есть дети, что я могу им дать, будет ли им со мной интересно?
Да, я столкнулась с «настоящими профессионалами своего дела»!
Сначала мне казалось, что это 26 «эмоциональных терминаторов», способных плакать, ныть и даже скулить или, наоборот, ликовать, блаженствовать, восторгаться столь же искренне и неподдельно. Причем приступить к этому каждый из них мог в любую секунду и продолжать, как угодно долго, полностью контролируя свои эмоции, прекрасно понимая, какой интенсивности они должны быть, чтобы добиться желаемого эффекта.
Только потом я поняла, что слезы или восторг, любая выплеснутая эмоция снимают внутреннее напряжение – и тогда придет тот самый покой.
Постепенно покой пришел и ко мне. Вернее, терпение и понимание тех ситуаций, в которых я ежедневно оказывалась.
В тяжелом деле воспитания нет готовых рецептов. Приходится составлять их самой. Каждый раз усердно готовиться к новому рабочему дню, продумывать каждое слово, которое обращу к детям, представлять себя вместе с ними в любом действии.
Благодаря своей профессии я научилась любить детей, понимать их потребность во внимании, заботе, сочувствии. Счастлива, когда они рады встрече со мной, значит, я нужна им.
Горжусь успехами своих воспитанников – будь то старательно рассказанное стихотворение, правильно завязанные шнурки, смело высказанное собственное мнение, красивый рассказ, составленный по картине. В этом есть и моя заслуга.
«А однажды она до смерти напугала свою старую няньку, крикнув ей прямо в ухо: "Няня, давай играть, будто я голодная гиена, а ты -- кость!"»
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как «довесок» к дидактическому процессу получения знаний. Современные родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций.
В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один — с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель. Он их наставник и партнер и в подвижных, и в дидактических, и сюжетно-ролевых играх.
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Воспитатель должен много знать и уметь, потому что перед ним стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь шить, мастерить, играть, петь, танцевать - он всегда должен быть интересен для своих воспитанников. Чтобы быть хорошим наставником для своих детей, нужно очень много знать, находиться в постоянном творческом поиске, стремиться к постоянному самосовершенствованию. А как же иначе посеять в детской душе «разумное, доброе, вечное»?
«Ты всегда можешь взять больше, чем ничего»
Мечтаю, чтобы каждый ребенок, повзрослев, вспоминал о детском саде с доброй улыбкой и светлой грустью, чтобы жизненный путь каждого воспитанника сложился благополучно.
Впечатления детства оставляют в памяти самый глубокий и важный след, поэтому очень важно и нужно заполнить каждый прожитый ребенком день радостью, интересными делами. Необходимо беречь в детях природную чистоту, восторженность, доверие, стараться не разочаровать их; направлять пытливый ум малыша в сторону собственных открытий и выводов.
Не смотря на все трудности педагогической профессии, я имею счастливую возможность жить детской жизнью каждый день, общаюсь, играю, учу и учусь у детей, находя в этом удовольствие.