Рафинат Алхасова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия»
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все – таки участь…
Мне кажется, я их не чему – то учу,
А это они меня учат.
А. Дольский.
У каждого человека на этой земле есть свое предназначение. Кто-то, являясь врачом, лечит людей; кто-то занимается научными исследованиями, продвигая вперед цивилизацию; кто-то определяет экономическую составляющую нашей жизни, что, конечно, не менее важно. А кто-то закладывает основу в людях, в еще маленьких, но потенциально важных личностях. Все профессии важны, но не каждая из них является состоянием души. Воспитатель детского сада – это человек с большой буквы. И даже немного сложно назвать профессией то, что является стилем жизни. Ведь работа с детьми дает возможность открыть человеку все самое лучшее, что в нем есть. И, что очень важно, дети с благодарностью воспринимают это, развиваясь каждую минуту.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я думаю, что мне очень повезло в жизни – я попала в мир маленьких и добрых, любящих внимание и ласку, не знающих, что такое ложь и предательство людей, в место, где учатся жить. И это огромное счастье – наблюдать каждый день за изменениями, происходящими в каждом из этих удивительных детей, смотреть на то, как они взрослеют, находят себе таких же маленьких товарищей.
Любовь к детям, да и просто любовь во всех ее проявлениях закладывается в нас с детства, и я хочу принимать в этом непосредственное участие. Тем более, если это приносит мне огромное удовольствие.
Но нельзя говорить, что лишь мы, воспитатели, учим детей жизни, добру, ведь и я многому учусь у них. Научилась излучать свет, который есть глубоко в нас, научилась безмятежности, в какой-то степени простое, научилась радоваться жизни и находить огромное удовольствие, казалось бы, в маленьких вещах.
Моя работа не знает повторений – каждый последующий день не похож на предыдущий, каждый ребенок индивидуален как внешне, так и внутренне: один спокойный, задумчивый, другой неугомонный и веселый. И к каждому из них нужен свой подход, свой особый огонь для детской «свечи». И каждый день несет в себе что-то новое: новые надежды, новую радость, новые мечты, причем, как для меня, так и для детей.
Задача воспитателя – это не просто приглядывать за детьми, пока заняты их родители, да и не просто воспитывать их. Моя задача – заложить фундамент в каждом из них, помочь им выбрать свой путь, а точнее наметить его, правильно расставить приоритеты, научить их быть добрыми и справедливыми, ценить все прекрасное, излучать свет и самому нести в себе его частичку.
Детские эмоции - самые сильные и самые важные, поэтому необходимо создать для детей подходящую атмосферу, попытаться сделать так, чтобы из детства во взрослую жизнь они пронесли с собой только самые теплые впечатления.
Каждый педагог, воспитатель, должен придерживаться своей, четко сформулированной концепции, идеи которой, будет посвящена его педагогическая деятельность. Это было и будет актуально во все времена и поколения. Вопрос воспитания детей очень важен, на мой взгляд. И это должны быть не общепринятые правила, распространяющиеся на всех детишек сразу, ведь каждый ребенок уникален. Важно учитывать все: на сколько оригинальны и реальны идеи воспитателя, насколько тонок подход к каждому воспитаннику. Не менее важна, конечно же, и профессиональная подготовка педагога, ведь, по сути, воспитатель – это человек, который должен уметь все. Он должен быть талантливым артистом, выступающим на праздничных утренниках, должен уметь петь, рисовать, пытаясь привить подобные интересы детям; должен любить поэзию, помогающую детям развиваться и расти духовно. Иначе говоря, воспитатель должен сочетать в себе качества, замечая и улавливая которые, дети просто не смогут удержаться от желания быть похожим на него.
Безусловно, влияние воспитателя на детей велико, а значит, воспитателям нельзя «работать», это должно быть жизненным приоритетом. Речь педагога, его характер переносятся на детей, накладывают на них очень важный отпечаток.
Я помню своего воспитателя в детском саду, помню, как она являлась для меня примером сдержанности и воспитанности, аккуратности и справедливости. Это был человек, которого любили все, несмотря на то, что, воспитывая нас, ей приходилось порой делать нам замечания, прививать любовь к тому, что казалось нам тогда самым интересным. Я рада, что в моей жизни нашелся такой человек, который зажег во мне интерес ко всему прекрасному, который доказал своим собственным примером, что любовь превыше всего. Этот человек научил меня многому, заложил во мне тот прочный фундамент, который помог мне выбрать для себя в этой жизни то, что мне действительно кажется важным – это дети.
В нашей жизни все непостоянно: меняется время, люди, ценности, но неизменным остается воспитание. Это то, что котируется всегда.
И свое философское рассуждение я хочу закончить притчей «О двух свечах».
«Жаль мне тебя, - сказала незажженная свеча своей зажженной подруге. – Короток твой век. Ты все время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены». Ответила горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. Я всем светом своим разгоняю мрак ночи, радую глаза ребенка, а ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая и какая радость, и польза от тебя?»
Математик учит математике, химик – химии, и только воспитатель – учит жизни. И сейчас я стараюсь зажигать «свечи» в детских сердцах так, как когда-то их зажгли во мне.