Елена Синяева
Эссе к конкурсу «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе музыкального руководителя
«Преодоление сценического волнения»
Синяевой Елены Алексеевны
МБДОУ ЦРР №181
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего эссе «Преодоление сценического волнения». Меня с самого детства удивляло, почему многие мои ровесники боятся сцены и публичных выступлений? Ведь у меня не было этого страха, а почему он есть у них?
Шли годы. Остались позади музыкальная школа, музыкальное училище, институт искусств, но так же рядом со мной многие однокурсники не могли совладать с волнением перед сценой. Почему так сильно это чувство? Откуда его истоки и как побороть его?
Публикация «Эссе к конкурсу „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Начав работать с детьми в детском саду, я поняла, что страх сцены возникает уже в 3-хлетнем возрасте. И очень важно понимать, что именно музыкальный руководитель может и должен помочь преодолеть юному артисту излишнее волнение. Ведь музыкальный руководитель организовывает все праздники, где и происходят выступления перед родителями, гостями детского сада.
Я стала анализировать выступления детей, наиболее подверженных волнению. На репетициях без родителей ребята отлично справлялись с любыми номерами, но как только в зале были зрители, замыкались и «терялись». Оказывается, что дети в момент выступления переживают, понравится ли зрителям их номер. То есть ребёнок не следит за сюжетом своего номера, а отвлекается на посторонние мысли.
Проведё нный мониторинг в нашем садике показал следующие цифры: 65% детей 2-й младшей группы, 43% средней группы, 36% старшей группы, 20% подготовительной группы боятся сцены.
Как преодолеть это состояние? Как помочь избавиться от излишнего страха?
Ведь в дальнейшем, какой бы профессиональный путь не выбрал бы ребёнок, ему будет мешать проявить себя именно страх публичного выступления.
И постепенно я нашла ключик к решению этой очень сложной проблемы. Нужно научить юного артиста сосредоточиться на своём выступлении. Какими способами и методами?
С помощью движений! Да-да, именно движения!
В песне, в стихотворении, в танце - везде есть движения! И если ребёнок будет думать, что именно он должен показать из движений в данную минуту, у него не останется времени думать о зрителях и своём страхе перед ними.
На занятиях я стала стараться каждую фразу в песенке разукрасить жестами, пусть небольшими, но соответствующими тексту данной песенки. Вначале это было достаточно трудно – ведь не всегда возможно изобразить то, о чём поётся. Но именно дети мне здесь и помогали. Им настолько нравиться придумывать и фантазировать, что ко многим своим профессиональным находкам я пришла, благодаря моим воспитанникам!
Я заметила, что и процесс разучивания песен стал более быстрым, благодаря движениям. У ребёнка текст закрепляется жестом, и если забываются слова, то именно жесты помогают их вспомнить.
Выступления детей становятся более яркими и эмоциональными. Даже маленькие трёхлетние крохи с удовольствием показывают во время пения, как они лепят пирожки, как варят компот и угощают маму! Ребята из подготовительных групп «разукрашивают» песенку настолько интересно, что о волнении никто и не вспоминает!
Постепенно мои воспитанники перестали бояться выступать, а наоборот, просят давать роли в сценариях и, обязательно, главные роли!
Я убеждена, что именно в дошкольном возрасте у ребёнка наиболее активный период установления взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И очень важно сделать так, маленький человечек стал счастливым, удачливым и уверенным в своих силах! Именно этот аспект в моей педагогической деятельности я считаю наиболее важным и нужным!
Закончить своё выступление я хочу отрывком из стихотворения Владимира Лазарева: «Мне снилась музыка. Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на Земле,
Всё из неё происходило!»