Глюза Хабибуллина
Эссе «Из чего же сделаны наши мальчишки?»
▼ Скачать +Заказ
Из чего же сделаны наши мальчишки?
В настоящее время в системе дошкольного образования возникли проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно – методическом обеспечении ДОУ России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще, а не на мальчиков и девочек. Поэтому тема гендерного подхода в воспитании детей очень актуальна в современном обществе.
Публикация «Эссе „Из чего же сделаны наши мальчишки?“» размещена в разделах
И теперь перед образованием стоят задачи: повысить и обобщить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей и создать предметно – пространственную среду с учетом гендерного подхода.
Проанализировав ситуацию в целом, изучив опыт других педагогов и мнение известных людей, я увидела, что отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий для игр.
Оказывается, атрибуты для девочек ближе женщине – воспитателю. Они больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами и наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и др. К тому же игрушки для девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Вывод, к которому мы пришли: в современных условиях нужно больше внимания уделять изготовлению маркеров гендерных различий в группе дошкольного образовательного учреждения и созданию предметно – пространственной среды для мальчиков. [4]
В течение 2013 - 2014 учебного периода были запланированы много разнообразных мероприятий по реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Одним из таких мероприятий стал конкурс – смотр групповых ячеек, в котором одним из критериев был: создание развивающей среды, с учетом гендерных особенностей детей. Работа была направлена на создание среды для мальчиков и изготовление маркеров гендерных различий в предметно – пространственной среде групп, которые дают каждому ребенку возможность многократного подтверждения того, что она – это девочка, а он – это мальчик.
Такие маркеры появились на шкафчиках для одежды, для полотенец, кроватках.
Сразу все поменять невозможно, но в перспективе: подобрать полотенца и стаканчики для полоскания рта разного цвета, в уголках дежурств поместить фартучки и колпачки для мальчиков и девочек разного цвета, спортивную одежду для мальчиков и девочек разного цвета.
Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. [2]
В магазинах все больше появляется игрушек для мальчиков. В группе уже имеются наборы инструментов строителя, автослесаря, костюмы военного, полицейского и др. Так же в группе созданы центр ПДД, гараж, автомастерская.
Мальчики самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали
Все мальчики по натуре исследователи: им хочется до всего дотянуться, потрогать, попробовать. Мы организовали в группе мини – лабораторию, в которой проводим различные эксперименты с водой, воздухом, песком, землей и т. д.
В цетре сюжетно – ролевых игр созданы для мальчиков : «Автомастерская», «Строители», «Пожарная часть», «Полицейский участок».
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности – сюжетно – ролевая игра. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционального положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. В течение года с детьми организовались сюжетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевые игры для мальчиков : «Полет в космос», «Спасатели», «Пожарные», «Поездка на автобусе», «Водители», «Строители», «Полиция», «Богатыри»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. [3]
Для формирования представлений о мужественности широко используем устное народное творчество и художественную литературу.
Из сказок, былин, рассказов о защитниках Отечества дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым. Эти качества присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки.
Детям читаем произведения таких авторов, как А. Барто, В. А. Осеевой
Л. Ф. Воронковой, С. В. Михалкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Носов, А. С. Пушкина, В. Драгунскогои т. д.
Развивая и поддерживая творческую индивидуальность, проводим с детьми тематические беседы: «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей».
Родители – это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Взаимодействие ДОУ с семьей – необходимое условие успешного решения задач гендерного воспитания детей. Но некоторые родители не всегда компетентны в вопросах гендерного воспитания своих сыновей и дочерей. Поэтому в течение года с родителями была организована работа по привлечению внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мужчин и женщин, пап и мам. Консультации: «По – разному или одинаково думают мальчики и девочки», «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка в семье», «круглый стол «Гендерное воспитание: различие между мальчиков и девочек». Вместе с родителями изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Пожарные», «Защитники Отечества», «Магазин».
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. [4]
1. В. Д. Еремеева, Мальчики и девочки. Любить по-разному. Учить по-разному. Самара, 2008.
2. А. М. Щетинина, О. И. Иванова Полоролевое воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Казакова Р. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд. 2.
4. Еремеева Д. В., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. - М. : Линка - пресс, 1998 с. 184;