Елена Астахова
Эссе «Английский язык для дошкольников».
Автор: Астахова Елена Михайловна
«Владеть другим языком – это как иметь вторую душу.»
Карл Великий.
Имея квалификацию учителя иностранных языков, я являюсь педагогом дополнительного образования в детском саду. Веду занятия по английскому языку в течение 4 лет во 2-й младшей, средней, старшей, подготовительной группах.
Публикация «Эссе „Английский язык для дошкольников“,» размещена в разделах
Из опыта работы хочу сказать, что раннее обучение английскому языку более предпочтительно, так как у маленького ребенка меньшие речевые потребности. Овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном языке и иностранном, и чувство успеха у него более яркое, чем у детей старшего возраста.
Русский язык является источником звуковых и смысловых ассоциаций, которые строятся на сходных звучаниях, созвучиях (но не однозвучиях). Чем больше создается ассоциаций зрительных, слуховых, понятийных, тем быстрее и проще вспомнить и использовать нужную информацию.
У дошкольников особое свойство памяти – долговременность, поэтому ничего не следует ждать сразу. Результат работы проявляется постепенно и неожиданно. Ребенок может заговорить по-английски вечером в кругу семьи или в ситуации, сходной с учебной. Я стараюсь объяснить родителям, что не стоит ждать от четырехлетнего ребенка стихов, когда в доме гости. Основная помощь родителей – участие и заинтересованность. Мама может спросить о том, кто приходил в гости на занятии, о чем говорил, чем запомнился. Родители не должны обучать детей фонетике, но мама может обучиться игре, проводимой на занятии, для поддержания интереса ребенка к английскому языку. Малыш с удовольствием расскажет условия новой игры.
У детей преобладает непроизвольный вид памяти, при котором нет сознательно поставленной цели. Память ребенка напрямую связана с интересом, поэтому заинтересованность – значит увеличить шансы на успех. Поскольку я работаю с дошкольниками, то знаю, что успех обучения маленьких детей – это эмоциональная окраска занятия. Малыши пытливы и любознательны, поэтому я стараюсь строить свою работу так, чтобы это было интересно детям.
Я не стремлюсь к выучиванию фраз, это не увенчается успехом. Родная речь формируется у человека к 4 годам, поэтому малышей лучше обучать только словам. Я стараюсь, чтобы деятельность на занятии была разнообразной. На занятиях присутствуют различные персонажи: собачка Спот, пчелка Bее, Петрушка. Эти сказочные герои несут определенную психологическую окраску. Спот и пчелка Вее добрые, они помогают ребятам, Петрушка забывает выученный материал, детям нравится исправлять его ошибки. Такие приемы помогают детям прочно запомнить материал и дают хорошие результаты обучения. А также, мне помогает яркий наглядный материал: картинки, игрушки, тематические плакаты. Поскольку дошкольникам трудно усидеть спокойно, я включаю в занятия физкультурные паузы, игры: «Что пропало?», «Кто больше?», «Веселый кубик», «Что я люблю», «Игра по кругу», «Угадай», «Аукцион». Игра – очень приятный и продуктивный вид деятельности для малышей. Даже самый слабый может стать победителем или ведущим, и игра ребенку понравится, а другие оценят его успех. Это помогает избежать отрицательных эмоций. Сильные дети, которые постоянно побеждают, бывают моими ассистентами. Тем самым у более слабых появляется возможность выиграть. Все остаются довольными.
Я всегда поощряю детей словами, улыбкой, сюрпризом. Например, собачка Спот или другой персонаж может погладить ребенка по голове или посидеть рядом с ним до конца занятия. Такие приемы помогают повысить самооценку неуверенных в себе детей.
Ритм и рифма привносят игровой настрой в работу. Эмоции и познание неразделимы. Опора на эмоциональную память обеспечивает знаниям надежность, гибкость и воспроизводимость в новых учебных ситуациях. Я создаю на занятии благоприятный эмоциональный фон. Создаю аранжировку и фонограммы английских детских песенок, разучиваю их с детьми. Ребята не только поют их, но и подтанцовывают, инсценируют, сопровождают пение игрой на шумовых музыкальных инструментах. Это веселые английские песенки : “On my farm”, “Copy me do”, “What’s your name?”, “Clap your hands”, “Dance with me”, “Ten little numbers”. С такими музыкальными номерами-сюрпризами дети выступают на новогодних, выпускных утренниках, на праздниках, посвященных Дню 8 Марта. Довольны сами исполнители и родители.
В итоге хочу сказать, что необходимо быть активным и общительным, обращаться к детям по имени, чаще улыбаться, и ребята ответят любовью, будут уходить с занятия веселыми и счастливыми, радостно ждать следующей встречи с предметом. А у меня – желание провести еще не одно занятие, потому что мне самой это интересно.