Наталия Нестерова
Эмоциональное благополучие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «здоровый ребенок дошкольного возраста» включает набор характеристик – жизнерадостность, активность, любознательность, устой-чивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень вынос-ливости и работоспособности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают приспо-собится ребенку к той или иной ситуации.
Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодей-ствий дошкольников друг с другом и привязанностей.
Публикация «Эмоциональное благополучие дошкольников» размещена в разделах
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам, только пото-му, что его воспитывала жестокая мать. Эмоции способствуют так же со-циальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству вопросов «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».
Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный диском-форт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. ока-залось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, удивление, отвращение и страх.
В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникнове-ния тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его пра-ва, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное бла-гополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым. Это свидетельствует о том, что потребность его неудовлетво-ренна. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребен-ка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жест-кой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испы-тывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружаю-щими, в виде различных переживаний разочарования или обиды, гнева, страха.
Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовле-творенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:
• «предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и по-клонения. Их ценят за красоту, уверенность в себе, не боятся риска и пр. однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне са-моуверенными, «заразится звездной болезнью».
• «пренебрегаемые» дети часто чувствуют по отношению к себе рав-нодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрес-сивными или дут по пути беспрекословного подчинения лидеру.
«Пренебрегаемыми» дети становятся по разным причинам: один редко ходит в детский сад, другой только начал посещать данную группу и т. д.
Эмоциональное неблагополучие может приводить к различным ти-пам поведения:
• Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение. Быстро «вспыхивая», эти дети так же быстро «угасают». Их эмоцио-нальная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не пре-пятствуют общению.
• Второй тип поведения характеризуется устойчивым негатив-ным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя недоволь-ством детьми, нежеланием посещать детский сад.
• Основной чертой поведения детей третьего типа является нали-чие у них многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное не-благополучие ребенка, тем больше возможность возникновения си-туаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.
Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоцио-нального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, ува-жения к людьми и самоуважения. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание бла-гоприятного психологического климата в дошкольном учреждении и по возможности в семье; организация специальной игровой комнаты в дет-ском саду для проведения психокоррекционной работы.
Далее приведем основные сведения о психокоррекционных средствах и методах, доступных для воспитателей в дошкольных учреждениях.
Прежде всего, это индивидуальные беседы с ребенком, которые тре-буют предварительной подготовки и «сценария» и должны проводится без свидетелей с чувством доверия и эмпатии к переживаниям ребенка.
Эффективным психокоррекционных средством могут быть игры: сюжетно – ролевые, драматизации и особенно режиссерские. Последние действуют наиболее благотворно на детей с выраженными аффективными проявлениями. Для диагностики и коррекции нервно – психической сферы детей могут успешно применяться продуктивные виды деятельности, в первую очередь рисование с использованием известных заданий: «Нари-суй папу, маму, семью, группу» и т. д.
Восприятие детьми картин выдающихся художников так же должно входить в арсенал психокоррекционных методов.
В комплексе этих средств и методов важнейшая роль принадлежит музыке, прежде всего классической, которая может оказывать выраженное психоэмоциональное оздоровительное влияние слушателей, потому должна найти значительно большее применение в детских садах.
Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам аутоген-ной тренировки и психической саморегуляции так же возможно осуществ-лять при наличии подготовленных специалистов, практических психоло-гов.
Эффективная реализация данных методов возможна при добросо-вестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.