Получи документы

Эмоциональное благополучие дошкольников

Наталия Нестерова
Эмоциональное благополучие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «здоровый ребенок дошкольного возраста» включает набор характеристик – жизнерадостность, активность, любознательность, устой-чивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень вынос-ливости и работоспособности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают приспо-собится ребенку к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодей-ствий дошкольников друг с другом и привязанностей.

Публикация «Эмоциональное благополучие дошкольников» размещена в разделах

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам, только пото-му, что его воспитывала жестокая мать. Эмоции способствуют так же со-циальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству вопросов «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».

Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный диском-форт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. ока-залось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, удивление, отвращение и страх.

В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникнове-ния тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его пра-ва, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное бла-гополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым. Это свидетельствует о том, что потребность его неудовлетво-ренна. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребен-ка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жест-кой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испы-тывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружаю-щими, в виде различных переживаний разочарования или обиды, гнева, страха.

Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовле-творенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:

«предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и по-клонения. Их ценят за красоту, уверенность в себе, не боятся риска и пр. однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне са-моуверенными, «заразится звездной болезнью».

«пренебрегаемые» дети часто чувствуют по отношению к себе рав-нодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрес-сивными или дут по пути беспрекословного подчинения лидеру.

«Пренебрегаемыми» дети становятся по разным причинам: один редко ходит в детский сад, другой только начал посещать данную группу и т. д.

Эмоциональное неблагополучие может приводить к различным ти-пам поведения:

• Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение. Быстро «вспыхивая», эти дети так же быстро «угасают». Их эмоцио-нальная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не пре-пятствуют общению.

• Второй тип поведения характеризуется устойчивым негатив-ным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя недоволь-ством детьми, нежеланием посещать детский сад.

• Основной чертой поведения детей третьего типа является нали-чие у них многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное не-благополучие ребенка, тем больше возможность возникновения си-туаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.

Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоцио-нального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, ува-жения к людьми и самоуважения. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание бла-гоприятного психологического климата в дошкольном учреждении и по возможности в семье; организация специальной игровой комнаты в дет-ском саду для проведения психокоррекционной работы.

Далее приведем основные сведения о психокоррекционных средствах и методах, доступных для воспитателей в дошкольных учреждениях.

Прежде всего, это индивидуальные беседы с ребенком, которые тре-буют предварительной подготовки и «сценария» и должны проводится без свидетелей с чувством доверия и эмпатии к переживаниям ребенка.

Эффективным психокоррекционных средством могут быть игры: сюжетно – ролевые, драматизации и особенно режиссерские. Последние действуют наиболее благотворно на детей с выраженными аффективными проявлениями. Для диагностики и коррекции нервно – психической сферы детей могут успешно применяться продуктивные виды деятельности, в первую очередь рисование с использованием известных заданий: «Нари-суй папу, маму, семью, группу» и т. д.

Восприятие детьми картин выдающихся художников так же должно входить в арсенал психокоррекционных методов.

В комплексе этих средств и методов важнейшая роль принадлежит музыке, прежде всего классической, которая может оказывать выраженное психоэмоциональное оздоровительное влияние слушателей, потому должна найти значительно большее применение в детских садах.

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам аутоген-ной тренировки и психической саморегуляции так же возможно осуществ-лять при наличии подготовленных специалистов, практических психоло-гов.

Эффективная реализация данных методов возможна при добросо-вестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группыКонспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Эмоциональное благополучие детей.Эмоциональное благополучие детей. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Эмоциональное здоровье педагогаЭмоциональное здоровье педагога Зачетная работа по программе повышения квалификации. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА» (модуль вариативной части повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 20:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное благополучие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Нестерова (УИ 10742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД