Вольвак Светлана Викторовна
Элементы начальной системы игровых занятий с блоками Дьенеша для обучающихся в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
школы VIII,
Мастер – класс. Элементы начальной системы игровых занятий с блоками Дьенеша
для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с ТМНР на дому.
(слайд 2). Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями яв-ляются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сен-тября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты на-чального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Обучающийся с умственной отсталостью в умерен-ной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями разви-тия (ТМНР, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1, получает образование по (варианту 2, адаптированной основной общеобразовательной программы. На основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Публикация «Элементы начальной системы игровых занятий с блоками Дьенеша для обучающихся в 1 классе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2020
Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен макси-мально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка. (слайд 3) Сенсорное воспитание - это одна из основных сто-рон воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, именно оно составляет фунда-мент общего умственного развития ребенка. Оно основывается на развитии ощущений, восприятий и представлений, т. е. включает всю сложную систему работы анализаторов. Нарушения в этой сфере отрицательно сказываются на развитии и социализации обу-чающихся и вызывает необходимость коррекции недостатков сенсорного развития школьников. Сенсорное воспитание представляет собой систему педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий. Одним из эффективных средств развития сенсорного воспитания у обучающихся является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока: может быть дана этапе отгадывания темы урока (использование сюрпризного момента). Использование игры в процессе объяснения нового материала, при проверке пройденного материала. Особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала. Многие развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.
(слайд 4) В своей практике я начала использование элементов начальной системы игро-вых занятий с блоками Дьенеша для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с ТМНР на дому. Следует обратить внимание, что предложен-ные в данном учебно-методическом пособии развивающие игры с блоками Дьенеша отно-сятся к современным образовательным технологиям. Логические блоки Дьенеша позво-ляют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомер-ный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фи-гур:
1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)
2. Трех цветов (красные, синие, желтые)
3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризу-ется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. В набор, предна-значенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур, но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.
Источник: https://razvivashka.online/metodiki/igry-s-blokami-denesha
(слайд)Работая над сенсорным воспитанием обучающегося на дому Валерия, мною была определена цель: развивать зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое воспри-ятие. Основную задачу по реализации данной цели я планировала реализовать через целе-направленное систематическое воздействие на различные анализаторы обучающегося в процессе занятий с логическими блоками.
С 2017-2018 учебного года в образовательный процесс Валерия я включила элементы на-чальной системы игровых занятий с блоками Дьенеша. В дальнейшем использовала игры с логическими блоками в следующих предметных областях: Математика (учебный пред-мет – Математика, Технология (учебные предметы - Изобразительное искусство, Ручное творчество,
(Слайд) Для решения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал о современном дидактическом средстве.
2. Апробировать технологию работы с использованием блоков Дьенеша с обучающи-мися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и мно-жественными нарушениями развития).
Я предположила, что целенаправленная систематическая организация дидактических игр с использованием логических блоков Дьенеша будет способствовать развитию зрительно-го, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, формированию навыков обще-ния, предметно – практической и познавательной деятельности.
В своей работе я выделила несколько этапов.
Подготовительный этап. Его задачей было вызвать интерес и желание действовать с логическими блоками. В течение учебного года Валерий получал представление о работе с развивающими блоками. Учитывая достаточно низкий уровень развития обучающегося, я начинала работу по методике Дьенеша с элементарного ознакомления ребенка с материалом.
На начальном этапе предлагались следующие игровые действия с блоками :
1. Взять в руку блок.
На этом этапе формировались следующие умения: захватывание предмета, удержание предмета, отпускание предмета. Формировалась адекватная реакция на соприкосновение с материалом. Прослеживание взглядом за выполняемым действием. Как только обучаю-щийся получил представление о блоках, как о предметах, с учетом своих потенциальных возможностей, переходим к следующей ступени начального этапа.
(слайд 6) 2. Действия с блоками.
Игра «Наведи порядок». Обучающемуся предлагается сложить блоки в некую емкость. На начальном этапе ребенок манипулирует 2-3 блоками. По мере усложнения задания, ребен-ку предлагаются до 5 блоков. Количество блоков зависит от потенциальных возможностей ребенка.
Варианты игр: собрать блоки в одну емкость; собрать блоки в одну емкость с учетом того, что количество блоков не должно помещаться в данную емкость (предложить ребенку дополнительную емкость)
Игра «Прятки». Учитель в присутствии ребенка переворачивает емкость с собранными блоками и побуждает ребенка найти, где спрятались фигуры.
Вариант игры: учитель в присутствии ребенка прячет блок в доступной видимости. Ребе-нок должен его отыскать.
Учитель в присутствии ребенка прячет блок за ширму. Ребенок должен найти блок (нащу-пать правой, левой, затем обеими руками).
Учитель в присутствии ребенка прячет блок в емкость с крупой. Ребенок должен найти блок (нащупать правой, левой, затем обеими руками).
(видео) Игра «Строим» преследует цель дать понятие об элементарном конструировании.
Следующий этап – игровой. На данном этапе проводятся игры и упражнения на группи-ровку по одному – двум признакам.
Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, начинается работа по форми-рованию познавательных способностей: формой, цветом, затем величиной и толщиной. При этом я не конкретизировала данные понятия. На начальной ступени предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку. – цвет
(видео)
Для того, чтобы приступить к освоению предлагаемых заданий из альбома, необходимо провести подготовительную работу. Учитель обводит контур фигуры в присутствии обу-чающегося. Совместно с ребенком обводит пальчиком контур блока и контур, который получился в результате обводки фигуры. Выполняются упражнения по наложению блока на контур. Когда обучающийся получил представление об объемной и плоскостной фигу-ре, можно переходить к заданиям в альбоме. (видео грузовик, воздушные шары) 2-3 го-да
В течении 2019-2020 учебного года обучения Валерию будет предложено понятие о воз-можности оперирования двумя свойствами: цвет и форма, размер и цвет, размер и форма и т. д. (Видео) цвет и форма
Третьим этапом работы с блоками стал заключающий – обобщающий. На данном этапе, проанализировав результаты педагогической диагностики, я выявила положительную динамику развития сенсорных процессов у Валерия, которая отражена в мониторинге для обучающихся.
Ожидаемым личностным результатом освоения игр с логическими блоками является формирование мотивации к обучению и познанию, а так же социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно со-четает в себе элементы конструктора и развивающей игры. Результативность от игр с ло-гическими блоками зависит от индивидуальных особенностей детей и от профессиона-лизма педагога или родителя. Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для обучения детей с ОВЗ обусловлено его большим потенциалом для решения ряда коррек-ционных задач и максимально воздействует развитию их жизненно-важных компетенций.
В ходе применения элементов развивающей методики Дьенеша, у Валерия отмечается переход от беспорядочной деятельности к представлению о планомерной деятельности. Действия становятся более организованными. Валерий учится правильно выполнять за-дания. Он осваивает элементарный перенос знаний, используя потенциальные возможно-сти своего развития. Стоит отметить, что для достижения в работе с данной категорией детей положительных результатов, необходимо осуществлять психологическую коррек-цию целенаправленно, поэтапно, длительно и систематически.
Мониторинг освоения элементов начальной системы игровых занятий с блоками Дьенеша Валерием
Уч. год Принятие предлагае-мых дейст-вий с бло-ками Понима-ние рече-вых инст-рукций Выполне-ние дейст-вий с бло-ками:
Выполне-ние алго-ритма дей-ствий с блоками Узнавание (различе-ние) назва-ний цвета:
Узнавание (различе-ние) назва-ний геом. фигур Наблюде-ние (срав-нение) ко-нечного результата с образцом
2017-2018 - зп захват
удер-жан.
опуск Зп
Зп
зп зп Кр
Син
ж Зп
Зп
зп Квадр
Треуг
Круг
прямоуг
Зп
Зп
Зп
зп -
2018-2019 зп зп захват
удер-жан.
опуск. Зп
Зп
зп зп Кр
Син
ж Зп
Зп
зп Квадр
Треуг
Круг
прямоуг
Зп
Зп
Зп
зп зп
2019-2020 чп чп захват
удер-жан.
опуск ЧП
ЧП
чп
чп Кр
Син
ж Сш
Сш
сш Квадр
Треуг
Круг
прямоуг Сш
Сш
Сш
сш зп
Литература
1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.
2. А. А. Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.
3. А. А. Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.
4. Из сборника «Совершенствование процесса формирования элементарных мате-матических представлений в детском саду» : статья Носовой Е. А. «Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте», Лениздат, 1990 г.
5. М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.
6. Касабуцкий Н. И. и др. «Математика"О"», Минск, «Народная асвета» 1983 г.
Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекци-онных) образовательных учреждениях. - М. : Владос, 2014.
Хощенко Н. А., Расстегаева Е. С. Формирование и развитие сенсомоторных навы-ков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта // Педагогика: традиции и ин-новации: материалы VI междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015.
Игровое занятие 1.
«Цвет, классификация по одному признаку».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.
Ход занятия:
- К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои иг-рушки.
Игрушки называются фигуры. Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзин-ки.
- Какого цвета фигура?
- Синяя! и т. д., пока не разложим на столе все фигуры.
- Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?
- Много!
- Какого они цвета?
- Красные, синие и желтые! (выставляем символы цвета)
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).
- Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.
(двигаться друг за другом с круговыми движениями согнутых в локтях рук)
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,
(топать, стоя на месте, руки на поясе)
А круглые колесики
(указательным пальцем правой руки начертить в воздухе большой круг)
Тук – тук, тук – тук, тук – тук.
(стучать кулачком о кулачок)
- Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется сим-вол цвета). Давайте подарим им фигуры!
Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какого цвета у Мишки фигуры?
- Красные!
Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
(стучать кулачком о кулачок)
- Приехали вместе с нашими игрушками на полянку лесную! Будем осенние букеты из листьев собирать!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (Загибаем большой палец)
Листья рябины, (Загибаем указательный палец)
Листики тополя, (Загибаем средний палец)
Листья осины, (Загибаем безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (Загибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
- Собрали букеты красивые, возвращаемся в детский сад. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 3.
«Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
(выставляем символы формы)
Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одной формы (около каждой игрушки выставляется символ формы). Дети поочередно да-рят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какой формы у Мишки фигуры?
- Круглые!
- Какой формы фигуры у Зайчика?
- Квадратные!
- Какой формы фигуры у Котенка?
-Треугольные!
- Какой формы фигуры у Поросенка?
-Прямоугольные!
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам : по форме и по цвету).
- Паровозик построен, он очень красивый получился! А теперь вместе с нашими гос-тями – игрушками мы можем веселые стихи выучить:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Вот веселая игра!
- Ой, почему-то наши игрушки испугались, кто это их пугает? А это, оказывается, гу-си!
Идем гуськом, растопырили руки - крылья, шипим: «Ш - ш – ш…» - долгий выдох, сердимся (повтор 2 – 3 раза).
- Посмотрите, гуси, всех вы испугали. Не шипите, улыбнитесь нам. Мы – добрые, хо-рошие ребята, хотим с вами дружить.
Заулыбались гуси, перестали сердиться, замахали крыльями и улетели!
- Наши гости игрушки тоже прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фи-гуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадратная желтая и т. д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 4.
«Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам : по форме и по цвету).
Построили паровозик, поехали на нем кататься (сидим на стульчиках, едем, в окошки смотрим.
- Ой, смотрите, кролик! (проводится пальчиковая игра) :
Веселый кролик Банни
Резвился на поляне,
(Указательный и средний пальцы = ушки, остальные пальцы = мордочка зайки, по-крутить кистью руки)
Как шорох он услышит, замрет он и не дышит,
(Прижать к себе «зайчика»)-
А на его макушке растут как стрелки ушки!
(Пошевелить прямыми «ушками»)
И у него есть норка под елкой на пригорке,
(Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки)
Он к норке подбегает,
(Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»)
Прыг – и в нее ныряет!
(«нырнуть зайчиком» в норку)
Приехали обратно в детский сад! Складываем фигуры в корзинку, но игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Дети помогают им выбрать, в какие игрушки они сегодня играют (красные круглые, синие треугольные и т. д). Около каждой игрушки ставим 2 символа - формы и цвета. Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.
- Какие игрушки у мишки?
- Красные круглые!
- Какие игрушки у котенка?
- Желтые квадратные! И т. д.
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадрат-ная желтая и т. д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 5.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные (выставляем символы формы)
- Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие (выставляем символы величины).
- Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!
Дети поочередно берут по одной детали и выкладывают около игрушек (классифика-ция по одному признаку : по величине).
- Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигу-ры, а поросенку - маленькие синие.
Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросен-ком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.
- Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. Давайте поиграем вместе с ними! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.
Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объ-ясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам : по форме и по величине).
- Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!
«Едем» (сидим на стульчиках, «в окошки смотрим".
- Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они чудесно пах-нут! (проводится дыхательное упражнение) :
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно вы-дыхают, произнося «А-ах!» (повтор 2 – 3 раза).
- Ой, погода портится, тучки появились! (проводится гимнастика для глаз) :
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
(смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки, тяжелых — три штучки.
(смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало.
(Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Поморгать глазками).
- Приехали мы обратно в детский сад! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую!
Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогич-ным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем при-знакам : по цвету, форме и величине).
Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т. д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!