Кристина Сонина
Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети по своей природе- исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Исследовательская, поисковая активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно ориентирована на каждого ребенка. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивать самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты ответов, выстраивать причинно-следственные связи.
Из всех форм исследовательской деятельности детей мне бы хотелось остановиться на играх-экспериментах, проводимых в совместной исследовательской деятельности педагога с детьми на зимней прогулке. При организации данной формы работы с детьми, необходимо решать следующие задачи:
1. Формировать у детей представление об окружающей природе; развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Поддержание у детей инициативности, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей.
Экспериментальная деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предложения, отбираются способы их проверки, формируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
В зимнее время уместно сооружения построек из снега, опыты и задания со снегом от сказочного персонажа, изготовление цветных льдинок для украшения построек. Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Мы используем эти свойства природы для организации интересных прогулок с детьми. На основе проведенных опытов можно создать картотеку зимних экспериментов. Дети, основываясь на своих впечатлениях, схематично зарисовывают опыты, применяя знаки, символы. Картотека помогает детям вести самостоятельные беседы, рассуждения и при желании повторить опыты.
На прогулке зимой можно проводить следующие эксперименты :
- «Лед – твердая вода»
- «Где быстрее растет лёд»
- «Взаимодействие воды и снега»
- «Строим снежный город»
- «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» и др.