Получи документы

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы) (7 фото)

нина симонова
Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

формирование у детей диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Публикация «Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)» размещена в разделах

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Место экспериментирования в течении дня

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

o Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

o Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.

o Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель ее планирует.

В своей работе с детьми мы используем следующие приемы руководства опытами и экспериментами :

1. Работа руками детей при помощи воспитателя

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)

2. Совместная работа воспитателя и детей

3. Помощь воспитателя детям

Фото №1 Идет обогащение памяти ребенка активизируются его мыслительные процессы

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.

При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для ребенка в большинстве случаев – это стресс.

Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать, увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка? Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.

Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты :

«Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

• "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

«Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

«Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

Фото №2 Развивается речь

тонет - не тонет

Фото №3 Формируется самостоятельность целеполагание способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата

какая вода на вкус

Фото №4 Развивается эмоциональная сфера ребенка творческие способности формируются трудовые навыки укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности

течет – не течет

Фото №5 Место экспериментирования в течении дня В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным

льется - переливается

В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта, помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей. Например, в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.

Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы:

Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендовали родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.

В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют и с водой и с песком

Фото №6 Случайные эксперименты
Публикации по теме:

Проект «Развитие творческой активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мини – проект «Наш огород» (1 младшая группа «Гномики») Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: педагоги, дети группы. Срок.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 1 слайд Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» 2 слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 21:12
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем нина симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД