Людмила Самойлова
Экспериментирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опытным путём
Дети, которые могу перекрасить хризантему из белого в синий, вырастить в обычной банке облако и поймать ветер с помощью флюгера, чувствуют себя настоящими повелителями природы. Это ощущение собственного всемогущества не только приятно, но и полезно - ведь оно даёт малышам мощнейший импульс к дальнейшему познанию мира. Выдающийся физик Ричард Фейнман писал в своей автобиографии «Я всё время ищу, как ребёнок, чудеса, которые, знаю, что найду, - и нахожу». Кстати, Фейнман считал, что вряд ли стал бы учёным, если бы в детстве отец не приучил бы его к исследовательской работе: вместе с отцом он постоянно проделывал опыты с самыми разнообразными вещами и приборами.
Публикация «Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Экспериментальная деятельность, которая проводиться воспитателем в детском саду, поможет дать детям первые представления о земле, на которой мы живём, и максимально простым способом показать ребёнку существующие в природе причинно – следственные связи.
Биология.
1. Сберегательная банка
Начнём со знакомства с разнообразными почвенными обитателями - мы то знаем, что их великое множество, а для малыша это будет открытием.
Нужно: стеклянная банка, пустая пластиковая бутылка, настольная лампа, садовая лопатка.
Процесс: отрезаем у бутылки горлышко, плотно набиваем получившуюся воронку влажной землёй с грядки и опускаем в стеклянную банку (так, чтобы горлышко воронки не доставало до дна). Получившуюся конструкцию оставляем на ночь рядом с включенной настольной лампой (свет должен быть направлен строго на землю).
Результат: Утром в банке обнаружиться множество жучков, букашек, таракашек: уворачиваясь от света, насекомые пытались закопаться глубже в землю, а в итоге просто упали на дно. После завершения эксперимента не забудем отправить жучков обратно на грядку.
2. Знание – свет.
О том, что без солнечного света растения погибнут, мы с вами знаем, но читать ребёнку лекцию о фотосинтезе, конечно, нет никакого смысла. Малышу вполне хватит информации о том, что на свету растения вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ. А без света листочки начинают «задыхаться» и постепенно умирают.
Нужно: комнатное растение с большим количеством листьев, тёмный пластиковый пакет.
Процесс: оборачиваем один листик чёрным пакетом и оставляем так на пару дней.
Результат: Когда вы снимите пакет, окажется,что лист, находящийся под ним стал практически белым.
3. Художник по тюльпанам.
У цветов есть бутоны, листья, стебель, корень – это дети знают, а вот как эти части растения связаны между собой не совсем понятно, покажем ребёнку, как растения питаются.
Нужно: садовый нож, набор пищевых красителей, стеклянные банки (по количеству красителей) и несколько свежих белых цветов.
Процесс : помещаем цветы в таз с тёплой водой, а затем под углом в 45 градусов обрезаем стебли на 2- 3 сантиметра. Разводим в банках красители и в каждую из них устанавливаем по одному цветку.
Внимание! Когда будете переносить цветок из таза, зажмите пальцами место среза, чтобы в стебель не попал воздух.
Результат: Через сутки растения поменяют цвет.
Физика.
1. Воздушные войны.
Попробуем помочь ребёнку «увидеть» воздух
своими глазами.
Нужно: миска с водой и два апельсина- очищенный
и обычный.
Процесс : бросаем фрукты в воду и наблюдаем,
как тонет освобождённый от кожуры апельсин,
В то время, как его «одетый» собрат
благополучно плавает по поверхности.
Результат: дело в том, что между апельсиновой
коркой и мякотью прячутся маленькие пузырьки
воздуха, которые, собственно и не дают фрукту
пойти на дно. Воздух легче воды и, несмотря на
свою «незаметность», может оказывать большое
сопротивление.
2. Снежинка или звезда.
Спички- не игрушка, а вполне учебное пособие: с их
помощью можно объяснить ребёнку впитывания
жидкости и влияния влаги на дерево.
Нужно: тарелка, 5 спичек, пипетка, вода.
Процесс : сгибаем спички пополам, выкладываем на
тарелку в форме снежинки и наносим на сгиб каждой
из них несколько капель воды.
Результат: примерно через четверть часа спички
распрямятся, оттолкнутся друг от друга и снежинка
превратится в звезду. А произойдёт всё потому, что,
впитав воду, дерево разбухнет и увеличится в
размерах.
3. Горячо – холодно.
От тепла предметы не только нагреваются, но и
расширяются. Следующий эксперимент с гайкой
и винтом продемонстрирует этот закон физики
вполне наглядно.
Нужно: гайка, винтик, ёмкости с тёплой и холодной
водой.
Процесс: ребёнок накручивает гайку на болт, а потом
снова разделяет предметы. Гайка отправляется в
холодную воду, а винт, соответственно, в горячую.
Минут через 10 железки можно достать и попробовать
соединить.
Результат: от тепла винт немного увеличился в объёме,
а гайка, лежащая в холодной воде, наоборот, чуть- чуть
уменьшилась. Соответственно, накрутить их друг на
друга будет невозможно.
4. Самодельное облако.
Облако- это вода, которая, испаряется с земли, -так
обычно мы отвечаем на детский вопрос об облаках
Давайте же попробуем «вырастить» облако
самостоятельно.
Нужно: стеклянная банка с жестяной крышкой, формочка
со льдом.
Процесс: наливаем в банку немного горячей воды,
накрываем её крышкой, а сверху быстро накладываем
кубики льда.
Результат: подождите несколько секунд и предложите
ребёнку посмотреть, что происходит внутри банки.
Вблизи содержимое банки будет почти прозрачным,
а вот если отойти подальше, то можно увидеть
настоящее облако. Оно образовалось, потому что
горячая вода, испаряясь, стала подниматься вверх
и, столкнувшись там с холодным воздухом,
сконденсировалась.
5. Поймай радугу.
Настоящая радуга возникает, когда солнечный свет
проходит сквозь капли дождя и начинает в них
отражаться. Но «приготовить» красивую семицветную
радугу можно и в домашних условиях.
Нужно: таз с водой, зеркало на подставке и хорошее
освещение.
Процесс: ставим таз, так, чтобы на него попадал
солнечный свет, кладём на дно зеркало и начинаем
ловить лучи. Осталось только налить в таз воду.
Результат: солнечный луч отразиться от зеркала, как
от капель дождя, пройдёт сквозь воду, и, преломившись
разобьётся на спектр, и из самого обыкновенного таза
«вырастет» настоящая радуга.