Шарифуллина Альбина Ильгизяровна
Экспериментирование с водой со средней группой
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»
тема: «Экспериментирование с водой»
возрастная группа : средняя группа
Выполнила: Шарифуллина А. И. Должность: воспитатель
Публикация «Экспериментирование с водой со средней группой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Средняя группа
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Стаж в данной должности: 2 г.
Цели: продолжать познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Задачи.
Образовательная:
Учить детей под руководством воспитателя совершать экспериментальную деятельность для выявления свойств воды (жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, растворяет некоторые вещества)
Учить выдвигать гипотезы и проверять их правильность в процессе экспериментирования.
Развивающая:
Развивать мышление, внимание;
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования : умение делать выводы и умозаключения;
Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к материалам, умение работать по заданному алгоритму, воспитывать внимание, усидчивость, любознательность.
Словарная работа:
Обогащение: Морская, речная, озёрная, родниковая, болотная вода, пресная вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, растворение, отражение.
Активизация: вода, цвет, вкус, запах, сахар.
Планируемые результаты: ребенок выявляет свойства воды, в процессе самостоятельного наблюдения.
Предварительная работа: беседа о воде “Берегите воду”
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, большие ёмкости, конфеты «Skittles», утенок, плакаты, усилитель запаха воды, наглядный (панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы).
Методы и приемы: игровой (внесение игрового персонажа Утенок, прослушивание шума прибоя (релаксация, загадка о воде, практический (опыты,словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы).
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально- коммуникативное», ОО «Речевое развитие».
Ход ООД
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель (с Утёнком) : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Утёнка. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось? Он мне рассказал, что он вылупился недавно и совсем нечего не знает о воде и некому ему об этом рассказывать. От этого ему очень грустно, поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята поможем утенку? И расскажем, ему, что мы знаем о воде?
Дети: Да. Расскажем.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами еще больше узнаем о свойствах воды;. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Дети: Да!
Тогда прошу за столы!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Дети:в кране, в речке, на озере.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Опыт № 1: «У воды нет запаха».
Воспитатель: Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель: Скажите, вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: вывод можем сделать, вода не имеет запаха.
Опыт № 2: «Вода имеет запах вещества, растворенного в ней».
Воспитатель: А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну эфирное масло пихты. Что изменилось?
Дети: Вода пахнет пихтой.
Воспитатель: Ребята, что произошло с эфирном маслом пихты?
Дети: он растворился.
Воспитатель: Правильно. Эфирное масло пихты растворился в воде и вода приобрела запах.
Воспитатель: вывод вода имеет запах веществ растворенного в ней.
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: У нее нет вкуса.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям сахар).
Сейчас я положу ваши стаканчики белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А что за белое вещество я положила в воду?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.
Воспитатель: вывод у воды нет вкуса, но приобретает вкус растворенного в ней веществ.
Опыт 4- «Вода прозрачная»
Воспитатель: У каждого из вас есть соломинки. Опустите соломинку в стакан с водой. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть соломинки в стакане с водой?
Дети: Да
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
Дети: Вода прозрачная
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно ответили.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 5 «Вода растворитель».
Воспитатель: Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и палочки. Возьмите в правую руку палочку и наберите краску и опустите в воду. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила цвет.
Воспитатель: Каким цветом стала вода?
Дети: Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель: Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети: Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель: Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы.
Воспитатель: вывод вода изменяет цвет растворенного в ней веществ.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной рукой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 6 «Вода- принимает форму сосуда»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что у меня налита вода?
Дети: Кувшинчик.
Воспитатель: Правильно в кувшинчик. Какую форму сейчас имеет вода?
Дети: Форму кувшина
Воспитатель: А теперь я перелью ее в стакан. Какую форму приобрела вода?
Дети: Вода приняла форму стакана
Воспитатель: А теперь вы перелейте ее в свои посудки. Что мы видим?
Дети: Вода приобрела форму разных сосуд.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из наших опытов?
Дети: Вода льется и не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт № 7 «Конфетная радуга»
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как в воде растворяется пищевой краситель и его оттенки смешиваются. Ребята сейчас я разложу по кругу конфетки «Skittles» и по середине налью воду. Вы просто понаблюдайте. Постепенно конфета начнет таять и подкрашивать воду. И вы увидите красивую радугу. Ребята, что произошло с водой? Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: вывод красители растворяются в воде, окрашивая ее.
Заключительная часть.
Воспитатель: Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Уточке.
Дети: Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель: А кому еще нужна вода?
Дети: Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель: Да, я согласна с вами. Все верно. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети: Проводили опыты.
Воспитатель: Что это были за опыты?
Дети: Опыты с водой.
Воспитатель: Что вы узнали из опытов?
Дети: Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: Молодцы. Ну что утенок, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что утенок внимательно вас слушал и многое узнал о воде. Он говорит вам Спасибо.