Шарифуллина Альбина Ильгизяровна
Экспериментирование с водой со средней группой
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»
тема: «Экспериментирование с водой»
возрастная группа : средняя группа
Выполнила: Шарифуллина А. И. Должность: воспитатель
Стаж в данной должности: 2 г.
Цели: продолжать познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Задачи.
Образовательная:
Публикация «Экспериментирование с водой со средней группой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Учить детей под руководством воспитателя совершать экспериментальную деятельность для выявления свойств воды (жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, растворяет некоторые вещества)
Учить выдвигать гипотезы и проверять их правильность в процессе экспериментирования.
Развивающая:
Развивать мышление, внимание;
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования : умение делать выводы и умозаключения;
Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к материалам, умение работать по заданному алгоритму, воспитывать внимание, усидчивость, любознательность.
Словарная работа:
Обогащение: Морская, речная, озёрная, родниковая, болотная вода, пресная вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, растворение, отражение.
Активизация: вода, цвет, вкус, запах, сахар.
Планируемые результаты: ребенок выявляет свойства воды, в процессе самостоятельного наблюдения.
Предварительная работа: беседа о воде “Берегите воду”
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, большие ёмкости, конфеты «Skittles», утенок, плакаты, усилитель запаха воды, наглядный (панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы).
Методы и приемы: игровой (внесение игрового персонажа Утенок, прослушивание шума прибоя (релаксация, загадка о воде, практический (опыты,словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы).
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально- коммуникативное», ОО «Речевое развитие».
Ход ООД
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель (с Утёнком) : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Утёнка. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось? Он мне рассказал, что он вылупился недавно и совсем нечего не знает о воде и некому ему об этом рассказывать. От этого ему очень грустно, поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята поможем утенку? И расскажем, ему, что мы знаем о воде?
Дети: Да. Расскажем.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами еще больше узнаем о свойствах воды;. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Дети: Да!
Тогда прошу за столы!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Дети:в кране, в речке, на озере.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Опыт № 1: «У воды нет запаха».
Воспитатель: Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель: Скажите, вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: вывод можем сделать, вода не имеет запаха.
Опыт № 2: «Вода имеет запах вещества, растворенного в ней».
Воспитатель: А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну эфирное масло пихты. Что изменилось?
Дети: Вода пахнет пихтой.
Воспитатель: Ребята, что произошло с эфирном маслом пихты?
Дети: он растворился.
Воспитатель: Правильно. Эфирное масло пихты растворился в воде и вода приобрела запах.
Воспитатель: вывод вода имеет запах веществ растворенного в ней.
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: У нее нет вкуса.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям сахар).
Сейчас я положу ваши стаканчики белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А что за белое вещество я положила в воду?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.
Воспитатель: вывод у воды нет вкуса, но приобретает вкус растворенного в ней веществ.
Опыт 4- «Вода прозрачная»
Воспитатель: У каждого из вас есть соломинки. Опустите соломинку в стакан с водой. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть соломинки в стакане с водой?
Дети: Да
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
Дети: Вода прозрачная
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно ответили.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 5 «Вода растворитель».
Воспитатель: Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и палочки. Возьмите в правую руку палочку и наберите краску и опустите в воду. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила цвет.
Воспитатель: Каким цветом стала вода?
Дети: Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель: Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети: Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель: Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы.
Воспитатель: вывод вода изменяет цвет растворенного в ней веществ.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной рукой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 6 «Вода- принимает форму сосуда»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что у меня налита вода?
Дети: Кувшинчик.
Воспитатель: Правильно в кувшинчик. Какую форму сейчас имеет вода?
Дети: Форму кувшина
Воспитатель: А теперь я перелью ее в стакан. Какую форму приобрела вода?
Дети: Вода приняла форму стакана
Воспитатель: А теперь вы перелейте ее в свои посудки. Что мы видим?
Дети: Вода приобрела форму разных сосуд.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из наших опытов?
Дети: Вода льется и не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт № 7 «Конфетная радуга»
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как в воде растворяется пищевой краситель и его оттенки смешиваются. Ребята сейчас я разложу по кругу конфетки «Skittles» и по середине налью воду. Вы просто понаблюдайте. Постепенно конфета начнет таять и подкрашивать воду. И вы увидите красивую радугу. Ребята, что произошло с водой? Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: вывод красители растворяются в воде, окрашивая ее.
Заключительная часть.
Воспитатель: Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Уточке.
Дети: Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель: А кому еще нужна вода?
Дети: Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель: Да, я согласна с вами. Все верно. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети: Проводили опыты.
Воспитатель: Что это были за опыты?
Дети: Опыты с водой.
Воспитатель: Что вы узнали из опытов?
Дети: Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: Молодцы. Ну что утенок, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что утенок внимательно вас слушал и многое узнал о воде. Он говорит вам Спасибо.