Алена Колпашникова
Экспериментирование с детьми подготовительной к школе группы «Для чего человеку нужны глаза и уши?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством усвоения базовых представлений о строении человеческого тела, принципов функционирования органов чувств.
Задачи:
-систематизировать и расширять знания детей о строении человеческого тела, принципах функционирования зрительного и слухового анализаторов
- учить сравнивать и обобщать собственные наблюдения
- способствовать пониманию ряда биологических феноменов: расширение и сужение зрачка, объемное зрение, стереофонических слух
Публикация «Экспериментирование с детьми подготовительной к школе группы „Для чего человеку нужны глаза и уши?“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Уши, органы слуха
- Темочки
- развивать речь и мышление, культуру работы в команде.
Эксперимент «Всегда ли глаза могут видеть?»
Дети учатся наблюдать и описывать различную интенсивность освещения, собственные ощущения при сильном и слабом освещении комнаты; убеждаются в том, что без света мы ничего не видим, и далее – для того чтобы видеть, человеческому глазу нужен свет.
- Мы сказали, что глаза позволяют человеку видеть. Но что нужно, чтобы наши глаза могли видеть?
Педагог и дети проходят в затемненную комнату. Когда все заняли свои места, взрослый включает свет.
- Вы что-нибудь видите? Миша, подними руку вверх и включи фонарик. Что изменилось?
Затем педагог просит остальных детей по очереди зажечь фонарики и осветить ими шкаф, стол, стул и т. д. Уточняет, когда лучше видно комнату: при одном, двух или трех включенных фонаря? Что легче увидеть? Форму предмета или его цвет?
Педагог и дети делают совместный вывод. В темноте наши глаза ничего не видят. Если света мало, мы можем различать только очертания, форму предметов. При сильном освещении человек видит цвет. Чтобы мы могли видеть, нам нужен свет.
Эксперимент «Как глаз пропускает свет?»
Дети понимают, что глаза реагируют на степень освещенности помещения. Учатся описывать наблюдаемый факт, работать в паре.
Дети возвращаются в хорошо освещенную групповую комнату.
- Теперь мы знаем: чтобы видеть нам нужен свет. Посмотрим, как реагируют на свет глаза человека. Миша, возьми пластину и закрой нижнюю часть лица, чтобы видны были только глаза. Теперь нас ни что не отвлекает. Видны только твои глаза.
Посмотрите, в центре Мишиного глаза находится зрачок. Какой он сейчас? (маленький, (в ответе содержаться уже знание детей о том, что он может быть и большой). Теперь я прикрою Мишины глаза ладонью. Посмотрите, что произойдет со зрачком, когда свет станет меньше.
Педагог предлагает другому ребенку закрыть низ лица, и эксперимент повторяется.
Педагог объясняет:
- Когда в комнате или на улице плохое освещение, зрачок человека расширяется. Так в глаз проходит больше света. Если света очень много, зрачок сужается. Это позволяет защитить глаз.
Эксперимент «Что слышат наши уши?»
Дети осознают возможность осуществления явлений, невидимых глазу. Учатся сравнивать отдельно выделенные свойства объекта.
Педагог, вместе с детьми бьют по пластинам металлофона разного размера, также меняя способ удержания пластин и силу удара.
Дошкольники делают вывод, что звуки по силе (громкий, тихий) и высоте (высокий, тонкий, как голосок мышки; низкий, толстый, как голос медведя); самостоятельно извлекать звуки заданной характеристики.
По итогу всех экспериментов педагог хвалит детей и записывает все что они узнали, на плакате «Лист итогов эксперимента» обязательно вывешивается: радостью успешных результатов так приятно поделиться с друзьями, воспитателями и родителями. Это надолго повышает познавательную, исследовательскую мотивацию детей – залог стабильного развития.