Светлана Назаренко
Экспериментирование по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности
Примерная общеобразовательная программа д/ о: «От рождения до школы», автор Н. Е. Веракса.
Реализация содержания программы в образовательных областях:
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Раздел программы: Ознакомление с предметным и социальным окружением, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Экспериментирование по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Вид образовательной деятельности: Совместная деятельность режимным моментом.
Форма проведения: Экспериментирование.
Тема: «Мир бумаги».
Возрастная категория: Подготовительная группа (6-7 лет).
Продолжительность: до 35 минут.
Место проведения: Изостудия
Цель: Создание условий для развития познавательного и художественно – эстетического развития.
Задачи в интеграции:
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие :
• Развитие любознательности и познавательной мотивации,
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (бумага).
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально – коммуникативное развитие:
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
• Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
• Развитие эмоциональной отзывчивости
Речевое развитие:
• Владение речью как средством общения,
• Обогащение активного словаря.
Физическое развитие:
• Развитие мелкой моторики обоих рук.
Художественно-эстетическое развитие:
• Реализация самостоятельной творческой деятельности
Предпосылки учебной деятельности: Формирование настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, стремление овладеть знаниями и умениями.
Индивидуальный подход: Выполнение опытов.
Создание развивающей предметно – пространственной среды для образовательной деятельности:
Оборудование для педагога: Экран, слайды, образцы разных видов бумаги, рабочий лист для занесения результатов опытов, чудесный мешочек с образцами бумаги, коробка загадок, тетрадь, книга.
Оборудование для детей: Экран, слайды, образцы бумаги, листы для фиксирования результатов опытов, ножницы, ёмкости с водой, выставка «Виды бумаги» - предметы, сделанные из разных видов бумаги; цветная бумага, клей, клеёнка, мелки, тарелочки для материалов.
Планируемые результаты - целевые ориентиры (возможные достижения ребенка в процессе образовательной деятельности) :
• Ребенок проявляет инициативу, любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
• Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым;
• Ребенок может использовать свою речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
• Ребенок соблюдает правила безопасного поведения в быту.
Конспект
I Мотивационно - побудительный этап
Воспитатель: Ребята, мир в котором мы живем, состоит из разных вещей и предметов, а вещи и предметы из разных материалов. Из каких материалов сделана наша мебель? Ответы детей. (древесина, пластмасса, железо). А из каких материалов сделана ваша одежда? Ответы детей. (мех, кожа, ткань) Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном материале, который нас окружает. Перед вами коробка загадок, в ней находятся предметы из этого материала. Итак, первая загадка
1. Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает? (Книга)
2. Клетка, линейка, цифры, слова,
Как я стараюсь, покажет она? (тетрадь)
Вы догадались, из какого материала сделаны эти предметы?
Ответы детей: Из бумаги.
Воспитатель: А вы знаете, в какой стране первыми научились делать бумагу, а какие свойства есть у бумаги, а какие есть виды бумаги?
Ответы детей: Нет не знаем.
Воспитатель: А хотите узнать?
Ответы детей: Да очень хотим.
II Основной этап
Воспитатель: Я вас приглашаю на просмотр презентации.
Показ презентации «Бумага в нашей жизни»
1слайд
Не проходит ни одного дня, чтобы мы не подержали в руках бумагу.
Газеты, книги, упаковки, факсы, письма, открытки…
2 слайд
Первое на чем люди писали - это на листах папируса.
3 слайд
Первыми научились делать бумагу в Китае. Это был китаец Цай Лунь.
4 слайд
С тех пор прошло много времени, менялись технологии производства бумаги.
Велись поиски нового материала. И он был найден. В качестве сырья стала применяться древесина.
5 слайд
Производят бумагу на целлюлозно-бумажных заводах.
6 слайд
Брёвна привозят на завод. Из брёвен получают щепу – мелкие щепки, затем её варят в специальном растворе. И получают целлюлозу.
7 слайд
Из целлюлозы делают бумагу.
8 слайд
Наматывают огромные рулоны бумаги
9 слайд
Потом бумагу нарезают станками и отправляют на предприятия, в типографию.
10 слайд
Вот такой долгий путь проделывает бумага.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам ребята, побыть исследователями и узнать какими свойствами обладает бумага.
Организация экспериментирования
-Ребята, у вас на столах лежат образцы четырех видов бумаги (картон, газета, тетрадь, калька, и рабочие листы для фиксирования результатов опытов.
1) опыт картон
Разрезаем, мнем, рвем, опускаем в воду.
Результаты фиксируем в рабочих листах если получилось сделать действие то ставим плюс, если не получилось. ставим минус.
2) опыт калька
Исследуем также как и картон.
3) опыт газета
Исследуем также как и предыдущие виды бумаги
4) опыт тетрадь
Исследуем, как и предыдущие виды бумаги и самостоятельно заносим в рабочие листы результаты опытов.
Воспитатель: Итак, ребята вы провели опыты с бумагой, так какими свойствами она обладает?
Ответы детей: Мнется, режется, рвется, намокает, раскисает.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня познакомиться с разными видами бумаги. У меня есть чудесный мешочек, в котором спрятались разные виды бумаги и мини - выставка «Виды бумаги», каждый из вас будет доставать образец бумаги, а я вам расскажу о нем и покажу на выставке.
Дети достают из мешочка разные виды бумаги
1) Упаковочная бумага - Это коробки мешки, пакеты для того, чтобы туда складывать разный материал или предметы.
2) Отделочная бумага – Это обои или фотообои ими отделывают интерьер домов квартир, предприятий.
3) Денежная бумага - Деньги делают из денежной, высокопрочной бумаги, она очень удобная в обиходе, лёгкая, её можно положить в карман, в кошелек, главное требование к ней это износостойкость.
4) Наждачная бумага - Эта бумага нужна для того, чтобы отшлифовывать различные поверхности, делать их гладкими.
5) Чистящая бумага - Это салфетки, бумажные носовые платочки. туалетная бумага, бумажные полотенца. Все они нужны для того чтобы вытирать руки, лицо. Ими удобно пользоваться в самолете, аэропорту, поезде и т. д.
6) Фотобумага – Эта бумага необычная, гладкая, скользкая. Она нужна для того, чтобы печатать фотографии.
7) Бумага для печати - Из этой бумаги сделают книги, журналы и многое другое.
8)Поделочная бумага – Это цветная бумага, картон гофрированный, что вы из неё делаете?
Ответы детей: Поделки.
Воспитатель: Посмотрите на экран (на экране высвечиваются поделки из цветной бумаги) вам нравятся поделки, а вы хотели бы такие сделать?
Ответы детей: Да понравились, мы тоже хотим сделать такие поделки.
Воспитатель: Эти поделки сложные, одному их сделать тяжело я предлагаю вам разбиться на пары, и в паре их сделать. И чтобы не было споров, по поводу того какую поделку, какой паре делать, я предлагаю одному человеку из пары выбрать в мешочке фигурку – эта фигурка и будет обозначать поделку которую сделает пара.
Разыгрываем поделки.
Федору и Саше досталась – груша, Ладе и Роме - грибок, Варе и Паше – арбуз.
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь и приступайте к работе, сначала вырежете из цветной бумаги по контуру каждый свою часть поделки, потом будете совместно склеивать, друг, другу помогая, и украшать тоже будете вместе.
Дети выполняют работу.
III Заключительный этап (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, берите поделки выставляйте на столе и давайте рассмотрим, что у нас получилось.
Дети выставляют поделки и рассматривают.
Воспитатель: Ребята, с каким материалом я вас сегодня поближе познакомила?
Ответы детей: С бумагой.
Воспитатель: Какие виды бумаги вы сегодня исследовали?
Ответы детей: Чистящая, фотобумага, газетная, денежная и т. д.
Воспитатель: Я вас хвалю, вы сделали очень красивые поделки ещё и потому, что друг другу помогали. На этом мы и закончим сегодняшнюю беседу. Всем спасибо за работу.