Дарья Меняйкина
Экспериментирование на прогулке «Игры с воздушными шариками»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воздуха
«Игры с воздушными шариками»
Задачи:
познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
- развивать любознательность, внимание;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь;
- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.
Публикация «Экспериментирование на прогулке „Игры с воздушными шариками“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Оборудование: 2 воздушных шарика
Методические приемы :
Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.
Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (с тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).
Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
«Почему появляется ветер»
Задачи:
- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.
Оборудование
Полоски бумаги
Методические приемы.
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится
«ветерок». Ветер - это движение воздуха.
«Вертушка»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Ход опыта:
Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.
Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вер-тится быстрее.
«Реактивный шарик»
Цель:
Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Воздушные шары.
Ход опыта:
Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.
Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Свойства воды
«Измерение уровня воды»
Цель:
Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Оборудование:
Бутылки с пробками.
Ход опыта :
Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.
«Вода двигает камни»
Цель:
Узнать, как замерзшая вода двигает камни.
Материал:
Соломинки для коктейля, пластилин.
Ход опыта:
Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой (вода, замерзая в соломинке, увеличилась в объеме и сдвинула пробку).
«Где снег?»
Задачи :
- закрепить знание о том, что снег - это состояние воды
- развивать логическое мышление, умение сравнивать;
- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;
-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
-развивать связную речь; активизировать словарь
Материал: ведерко со снегом
Методические приемы
Воспитатель вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.
Наблюдение за снегом в ведерке.
Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? (в группе тепло).
Почему снег не таял на улице (на улице холодно).
Во что превращается снег? (в воду).
Какая вода сначала? (холодная).
Что происходит с ней дальше? (она теплеет).
Вывод: снег- это вода, он тает от тепла
«Какие свойства»
Цель:
Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование:
Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход опыта:
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Вес
«Легкий - тяжелый»
Задачи :
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов
Материал: песок, камешки, снег, ведерки.
Методические приемы
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, снегом и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.
Живая природа
«Почему птицы летают?»
Цель:
Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований.
Материал: птичка из бумаги, резиновая птичка
Методические приемы:
Дети рассматривают птиц, прилетевших на участок. Беседа с детьми:
Как вы думаете, зачем птицам крылья? Воспитатель вместе с детьми отпускает с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к птичке крылья из бумаги и выясняет, что произошло; почему куры не летают (они тяжелые, крылья не могут поднять их в воздух). Предложить детям прикрепить крылья к резиновой птичке. Летает она как бумажная или нет? Почему? Вывод: летают птицы с помощью крыльев. Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела.
Свойства песка и глины
«Песчаный конус»
Цель:
помочь определить, может ли песок двигаться.
Материал:
песок.
Оборудование:
плоская ёмкость.
Ход опыта:
Воспитатель насыпает чистый песок в большой лоток.
Дети под руководством воспитателя через лупу рассматривают форму песчинок.
Воспитатель. Какой формы песчинки? (Разной.)
- В пустыне песчинка имеет форму ромба.
Каждый ребенок берёт в руки песок и пересыпает его из ладошки в ладошку.
Вместе с воспитателем дети вспоминают свойство песка - сыпучесть.
Воспитатель. Может ли песок двигаться?
(Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя аккуратно проводят опыт.
Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, легко заметить, то в одном месте, то в другом месте возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод. Песок может двигаться.
«Почему песок хорошо сыплется?»
Цель:
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Оборудование:
Емкости с песком и глиной; емкости для. пересыпания; лупа; ширма, сито.
Ход опыта:
В
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок, и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан.
Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок
остается в виде горки с ровными краями).
Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки-разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера).
Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу).
Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины. и. почему.
Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).